Главная > Холокост в Городке

Холокост в Городке

Из архивных документов известно, что в 1847 году в Городке насчитывалось 496 евреев, в 1897 году — 1230 (76,6% от общего числа жителей), а в 1921 году — 990 евреев.

Судьба евреев в Городке в военное время ничем не отличалась от судьбы евреев в таких же местечках Молодечненского района. Как и в других, есть также «белые пятна», которые необходимо устранить.

Сотрудник Центра изучения еврейской диаспоры при Тель-Авивском университете, доктор исторических наук Леонид Смиловичский приводит сведения о том трагическом времени:

«В марте 1942 года было организовано гетто, в котором находилось около 1500 человек. В конце мая 1942 года около ста молодых евреев депортировали в трудовой лагерь в Красное. 11 июля 1942 гетто уничтожили. Всего погибло 900 евреев (720 из Городка и 180 из ближайших деревень)».

В приведенных данных сразу бросается в глаза несовпадение. Если общее число евреев составляло 1500, из них 900 — погибло, 100 — было перевезено в Красное, то где делись остальные 500 человек после ликвидации гетто. Понятно, что здесь допущена неточность.

Опять возвращаемся к материалам годового отчёта Молодечненского староства за 1936-1937 гг. и находим следующие показатели о количестве евреев в Городокской волости.

Административно-национальное деление

Назв.вол. Тер.кв.км. Населения всего Поляков Белорс Евреев Друг.нац.
в. Гродецкая 339.59 14549 4569 8650 1095 235

Вот эта цифра в 1095 человек, наверное, и является наиболее близкой к настоящей. Сколько из них было уничтожено и где, попробуем ответить позже.

В марте 1942 года в Городке немцы создали гетто. По воспоминаниям жительницы местечка Рабец Антонины, оно находилось в центре местечка и охватывала территорию от каменной синагоги, сохранившаяся до сего дня, и до поворота дороги на д. Пожарище. Таким образом, территория гетто занимала площадь около 500 метров в длину и около 100 метров в ширину. На ней наиболее плотно располагались еврейские дома и находилась ещё одна синагога. Всех зданий было более двадцати. Гетто было ограждено колючей проволокой. Вход был со стороны бывшей синагоги. Тех, кто мог работать, гоняли на заготовку леса, ремонт дорог и другие тяжелые работы.

Здание бывшей синагоги в Городке.

Ещё в 1941 году еврейской общине Городка было приказано собрать все ценные вещи (часы, меха, монеты из драгоценных металлов, бельё, одежду) и сдать немцам. Назначен немцами еврейский совет старался выполнить этот приказ, надеясь, что таким образом можно будет сохранить себе жизнь. Может быть этот факт и замедлил расправу над евреями Городка, ведь до лета 1942 года, в отличие от других местечек, здесь отмечались лишь единичные случаи расправы немцев над евреями. Безусловно, что к евреям Городка доходили слухи о безжалостном уничтожении их сородичей в других гетто. Это и подтолкнуло некоторых евреев, среди которых были Адельман и Софах, сделать тайник в лесу, где они надеялись скрыться, когда немцы начнут карательную операцию в Городке.

 

По материалам, находящихся в исследовании доктора исторических наук Мартина Дина, работающего в Вашингтонском музее истории Холокоста, чем ближе наступало время расправы над евреями в Городке, тем более немцы и полицейские всячески над ними издевались. Были случаи, когда в воз запрягали раввина Мойшу и других евреев, а сами над этим смеялись.

В многочисленных публикациях указывается март 1943 года как дата уничтожения евреев в местечке. Она присутствует и у М. Ботвинника, который много занимался изучением темы геноцида евреев в Беларуси. Он также считает, что трагедия в местечке состоялась в марте 1943 года.

Место нахождения: д. Городок.
Время ликвидации: март 1943г.

Но это ошибка. Март 1943 года сочли, вероятно, потому что, если у Красном в это время уничтожили евреев, то и в Городке трагедия также произошла одновременно. Так и в материалах Чрезвычайной комиссии. Сначала идут сообщение об уничтожении евреев в Красном 1943 г., а затем сразу даются данные о ликвидации евреев в Городке, но дата не указана.

Хотя на самом деле, если в 1942 году в Красное перевезли из Городка трудоспособных евреев, тогда и уничтожили «ненужных» в Городке. На мой взгляд, больных, стариков и детей немцы не держали бы в Городокском гетто так долго вплоть до 1943 года, не получая от них никакой пользы. Такую информацию сообщают и жители Городка.

В июле 1942 года всем евреям было приказано собраться в парке между двумя синагогами. Туда подъехала около 20 грузовых машин. Немцы начали отделять от основной группы трудоспособных, более-менее ещё сильных евреев, а старых и малых отводили в другую группу. Чтобы не было паники, объясняли, что их повезут в Красное на работу. Об этом же свидетельствует А. Рабец: «По рассказам местных жителей, молодых — отвозили в д. Красное, но ради чего никто не знает».

Эти факты подтверждают и ранее приведённые протоколы допросов немцев, из которых следует, что почти везде перед уничтожением евреев немцы отбирали трудоспособных, чтобы ещё некоторое время использовать их труд на каких-нибудь объектах, в данном случае — в Красном.

Мартин Дин приводит сведения, что маленьких детей тут же убили и бросали в ров, в котором раньше евреи брали воду. Соответствует ли это действительности — трудно сказать. Местные жители о данном факте ничего не знают. Вероятно, такие издевательства над детьми на глазах у родителей спровоцировали бы акции сопротивления взрослых, а это немцам было нужно. Поэтому, скорее всего, детей тоже увезли на смерть вместе с женщинами и стариками.

Красное, а часть машин с женщинами и стариками повернула в сторону леса по дороге на д. Выдричи. Те, кого повезли в Красное, заметили это и догадались, что их увезли убивать. Понимая, что и с ними будет то же, Николай Лидский крикнул, чтобы прыгали с машин и прятались в лес. Немцы открыли по ним огонь и начали преследовать. Некоторых убили, а часть поймали. Но, как позже свидетельствовал Адельман, 36-ти евреям все же удалось скрыться в лесу. Остальных, а их осталось в машинах наверняка около 400, перевезли в трудовой лагерь в Красное.

Это очень важные сведения. Во-первых. Учитывая. Что было примерно 20 грузовых машин, в каждую из которых сажали по 50 человек, мы снова получаем ранее предполагаемую общую численность евреев в Городке — около 1100 человек (до лета 1942 года она по разным причинам могла только уменьшиться). Во-вторых, можно более или менее точно определить, сколько евреев из Городка было расстреляно. Опираясь на использованные документы и воспоминания очевидцев можно предположить, что каратели уничтожили в окрестности Городка около 650-700 человек. Примерно такая же цифра — 700 человек, указано в «Сборы памятников истории и культуры Беларуси», книге «Память», «Немецко-фашистский геноцид в Беларуси (1941-1944)», “Нацистская политика геноцида и “выжженной земли” в Белоруссии 1941-1944”. Хотя ошибочно в перечисленных изданиях фигурирует дата уничтожения евреев — май 1942 года и не указывается, что часть евреев из Городка была перевезена в Красное.

Поэтому, опираясь также на данные, находящиеся в материалах Чрезвычайной Районной Комиссии от 24 апреля 1945 .:

“…Также варварское злодеяние, истребление целой нации имело место в м. Городок, Радошковического района, Молодечненской области, где немцы сожгли 710 человек»,

Будем считать, что на месте расправы фашисты расстреляли, а затем сожгли 710 человек.

Надо отметить, что в некоторых других источниках количество уничтоженных евреев в Городке значительно отличается. Так, в паспорте воинского захоронения приведена цифра 900 человек. М. Ботвинник в своей работе “Памятники Геноцид евреев Беларуси” прводиць даже цифры — 710 и 150 человек. А на памятнике загубленным евреям из местечка высечена надпись:“Вечная память 900 еврея, зверски убитым немецкими палачами 11 июля 1942 г. В Городке”.

Евреев, которых увезли в сторону Выдричей, через какой-то километр высадили из машин и погнали к хлеву. Там их по несколько человек заводили в здание, где каратели стреляли в затылок своим жертвам из пистолетов. Во время расстрела евреев сотрудники СД были разбиты на группы по три-четыре человека. Через некоторое время на смену тем, кто стрелял приходила вторая группа, а первые шли отдыхать и пополнять боезапас. Когда всех евреев убили, сарай подожгли.

В карательной операции в Городке принимала участие подразделение СД из Вилейки. Есть мнение, что там присутствовала и подразделений вермахта из Красного. Этот факт подтверждает свидетель-еврей. Он заявил, что в день уничтожения видел в Городке немецкого солдата, которого позже встречал в Красном. В Красном находилась крупная база и склады артиллерийско-технического имущества группы сухопутных войск «Центр» под камандаванием полковника Тишь и 28-й батальон охраны тыл был капитан Кёрнер. Эти подразделения позже принимали непосредственное участие в уничтожении евреев в Красном. Не исключено, что они действовали и в Городке.

Ещё нужно обратить внимание на одну информацию в книге М. Ботвинника “Памятники геноцида евреев Беларуси”: “В местечке Городок в довоенное время жило много евреев. Во время войны гитлеровцы трудоспособное население перевели в Красненское гетто. Стариков и детей расстреляли в лесу в урочище Понятовщина. По одним сведениям, убито 150 человек, по другим – 710. Впоследствии гитлеровцы приказали откопать и сжечь трупы”, и далее на странице 73:
“Братская могила евреев. Урочище Понятовщина. В марте 1943 г. каратели здесь уничтожили 710(150) евреев, в большинстве стариков и детей. Трупы впоследствии были выкопаны и сожжены”.

Эти материалы часто используют и другие издания, но в них есть неточности, с которыми нужно разобраться. Случаи, когда немцы, убеждены в своей скорой победе, сначала просто расстреливали и закапывали свои жертвы, а затем, когда почувствовали, что придется отвечать за свои преступления, начали приказывать выкапывать и сжигать трупы, имели место на территории Беларуси. Это была попытка скрыть следы массового уничтожения людей, ведь с каждым днём приближалось время расплаты. С канцелярии Гиммлера был разослан секретный приказ и инструкция под кодовым названием «Тайная натура», в котором для гестапо предписывалось создавать специальные команды из заключенных, военнопленных и евреев, которые должны были выкапывать трупы и сжигать их. Всё это было фашистами точно продумано, опиралась на опытные испытания и показывалось в специальных инструктажах.

Таким образом немцы старались сделать невозможным определение количества жертв в местах где происходило массовое убийство людей. А чтобы не оставалось ни одного свидетеля, после проделанной работы уничтожали и рабочие отряды, хотя перед этим им обещали, что их оставят в живых при условии добросовестного выполнения порученной им работы.

Но в Городке каратели сделали своё чёрное дело сразу: сначала евреев расстреляли, а затем в хлеву сожгли. Это подтверждает и А. Рабец: В один из дней погрузили их на машины и отвезли на хутор по дороге на Выдричи. Там был сарай, в который согнали всех евреев и сожгли заживо. Как говорят старые люди «земля шевелилась» в том месте, где был сарай. Плач детей и женщин был слышен за несколько километров от Городка».

А вот что говорят другие жители Городка об уничтожении гетто. Когда хватали евреев, вдоль гетто выстраивались машины, крытые и открытые, которые пригнали из других гарнизонов. Людей принудительно сажали в машины и везли за речку. Там была усадьба с гумном. И. Лавникович, который был подростком в то время, вспоминает, что людям запрещалось следить за всем, что здесь происходило, но он в то время пас коров неподалёку, поэтому хорошо всё видел. У дверей сарая стояли эсэсовцы и из пистолетов стреляли в затылок тех, кого подводили — это были женщины, дети и старики. Несколько наиболее сильных мужчин затем стаскивали трупы в гумно и складывали в штабеля. Среди тех, кого втягивали в гумно, были и раненые. Когда всё было кончено, строение облили бензином и подожгли. Ещё несколько дней вонь от жжёного человеческого тела был слышен в местечке. Позже местные жители похоронили останки загубленных.

Нельзя считать, что евреи в Городке не пробовали избежать расправы. Были и попытки убежать из гетто. Но потому, что немцы потом обязательно расправлялись с остальными членами семьи, которые оставались в гетто, таких попыток было ещё немного. Местные люди вспоминают, что на территории гетто даже были сделаны подземные ходы в сторону речки, по которым во время опасности можно было незаметно уйти, но правда ли это — неизвестно, так как те подземные ходы не были найдены. Вспоминают, что некоторые евреи пытались убежать, когда их уже везли на машинах, бросившись в реку, но их тут же каратели застрелили. Но одному подростку-еврею всё же удалось бежать. Как только машины подъехали к месту, где должны были истреблять людей, он прижался к борту машины и остался незаметным. А когда пустые машины возвращались назад, незаметно выскочил из машины и скрылся в лесу. Но по воспоминаниям старожилов, большая часть старых людей, женщин и детей покорно, считали, что это их судьба, шли на смерть.

До сих пор нигде не приводились имена евреев из Городка, которые были загублены фашистами. Работая с архивными документами удалось установить имена некоторых из них (см. Таблицу «Поимённый список расстрелянных, повешенных, замученных Граждан СССР м-ка Городок, Городокского м/совета, Радошковического района Молодечненской Области»). В конце документа сделан сообщение, что 720 евреев погибло во время немецкой оккупации, но их возраст и фамилии неизвестны.

Сколько же евреев избежали расправы возле Городка и в Красном? По информации того же Мартина Дина около 50 человек влились в партизанские отряды. Некоторые из них, как Лазарь Чазановски, находились в тайниках в лесу, а затем также присоединились к партизанам.

Очень интересно то, что в нападении партизан на немецкий гарнизон в Городке в 1944 году (об этой операции будет сообщаться ниже) участвовали и евреи из этого городка, которые после побега пошли в партизаны. Тем более, что они хорошо знали все тайные тропинки, по которым можно было подобраться до фашистского логова.

Удалось установить и некоторые фамилии партизан-евреев из Городка (см. Таблицы «Список евреев, которые совершили побег из гетто в Городке и влились в партизанское движение» и «Евреи-партизаны из Городка, которые влились в партизанское движение и погибли или пропали без вести в 1941-1944 гг.»)

Такое значительное количество евреев, которые сумели убежать и вступили в партизанские отряды, можно объяснить тем, что во время пребывания в трудовом лагере в Красном их больше не удерживал от побегов страх расправы над их старыми родителями или маленькими детьми, которых немцы уже уничтожили.

Памятник загубленным евреям из Городка.

Поимённый список расстрелянных, повешенных, замученных граждан СССР м-ка Городок, Городокского м/совета, Радошковического района Молодечненской области

Фамилия, имя и отчество Пол Национальность Специальность Последнее место работы
Зарецкий Янкель м евр. служ. пред.сельпо
Зарецкий Калман м евр. сель. хоз на св. хоз.
Зарецкий Майсей м евр. рабоч. парикм.
Зарецкий Мота м евр. учащ.
Зарецкая Сара ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Зарецкая Соня ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Турман Меер м евр. сапож. сапож.артель
Турман Рахалея ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Турман Песя ж евр. дом. хоз
Турман Двося ж евр.
Викториш Перла ж евр.
Каганович Мейська м евр. служ. загот. лён
Каганович Хана ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Каганович Борис м евр. учащ.
Каганович Эля м евр.
Каганович Нохим м евр.
Каганович Володя м евр.
Лешковская Лея ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Канторович Лейба м евр. сель. хоз на св. хоз.
Канторович Хая ж евр. дом. хоз
Канторович Мася ж евр. учащ.
Канторович Эля м евр.
Эйдельман Додель м евр. сель. хоз на св. хоз.
Эйдельман Мотель м евр.
Эйдельман Ханна ж евр. дом. хоз
Эйдельман Ханна ж евр. дом. хоз
Правидло Хаим м евр. рабочий
Правидло Лея ж евр. портниха
Штейман Лейзер м евр. служ. загот. лён
Штейман Соня ж евр. сельпо
Штейман Давид м евр. служ.
Шапиро Борух м евр. сель. хоз на св. хоз.
Шапиро Роха ж евр. дом. хоз
Шапиро Буся ж евр.
Шапиро Моня м евр. учащ.
Склют Шмуйла м евр. учащ.
Склют Лея ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Склют Итка ж евр.
Мачковский Хана м евр. служ. загот. зерна
Берман Исар м евр. рабочий
Берман Хая ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Берман Сима ж евр. учащ.
Яхин Абрам м евр. служ. загот. лён
Яхин Фоня м евр. рабочий
Яхин Роха ж евр. дом. хоз на св. хоз.
Яхин Майсей м евр. учащ.
Яхин Эля м евр.
Эйдельман Меер м евр. кузнец на св. хоз.
Эйдельман Бася ж евр. дом. хоз на св. хоз.

 

Список евреев, которые совершили побег из гетто в Городке и влились в партизанское движение

Фамилия, имя и отчество Год рождения Место жительства Бригада Отряд
Берман Гирш Янкелевич 1907 Городок им. Чкалова
Берман Исаак Янкелевич 1908 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Биндер Мария Мордуховна 1922 Городок “За Сов.Беларусь” семейный
Блимштейн Давид Земелевич 1911 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Гиркус Иосиф Алтерович 1928 Городок “За Сов.Бел” “За Сов.Бел”
Гитерман Ася Васильевна 1920 Городок им. Пархоменко им. Щорса
Идельман Яков Иделевич 1924 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Каганович Абрам Хацкелевич 1921 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Каганович Наум Ильич 1908 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Каплан Владимир Соломонович 1923 Городок им. Чкалова
Кур Броня Мордуховна 1920 Городок “За Сов.Беларусь” семейный
Лишицер Генрих Аранович 1923 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Леокумович Бела Хацкелевна 1925 Городок им. Молотова им. Калинина.
Леокумович Евсей Хацкелевич 1923 Городок №100 Игумнова и Бабача
Лицкая Рая Иосифовна Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Ловит Исаак Шемшелевич 1923 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Лошицер Зелик Аронович 1921 Городок им. Чкалова
Ляшицер Генрих Аронович 1923 Городок
Окунь Иехиел Борисович 1914 Городок им. Чкалова
Перевозкин Майрон Шаевич 1909 Городок им. Чкалова
Перевозкин Меер Шмойлевич 1922 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Перевозкин Фёдор Лейбович 1913 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Песик Гелик Лейбович 1922 Городок №123 “Красный Октябрь”.
Подберезкин Хаим Лейбович 1905 Городок им. Чкалова
Подберезская Женя Шмуйловна 1921 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Рабинович Иосиф Юделевич 1924 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Рабинович Шолом Исаакович 1900 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Рогова Фрума Ершовна 1929 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Роговин Арон Моисеевич 1914 Городок гето им. Чкалова
Роговин Зелик Моисеевич 1923 Городок им. Чкалова
Роговин Исаак Яковлевич 1923 Городок им. Воронянского им. Котовского
Роговин Фаня Иосифовна 1920 Городок гето им. Чкалова
Рубель Гдаль Мордухович 1912 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Симхович Хая Берковна 1914 Городок им. Воронянского “Мститель”.
Столяр Залман Шломович 1925 Городок “За Сов.Беларусь” семейный
Тишкова Галина Исааковна 1926 Городок им. Чкалова
Фейгина Геся Львовна 1917 Городок Лельчицкая Шантара
Фейман Бася Бенционовна 1915 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Фидельгольц Лев Бентянович 1912 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Фидельгольц Эстер Мовшевна 1911 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Фрадкин Моисей Гилерович 1923 Городок им. Чкалова
Хархурин Ефим Абрамович 1923 Городок им. Пархоменко им. Кирова
Хархурин Хоня Аронович 1895 Городок №123 “Смерть фашизму”
Цофин Григорий Моисеевич 1917 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Цофина Евгения Гершевна 1916 Городок им. Чкалова семейный
Цофина Хана Гершевна 1916 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Цукерман Абрам Борисович 1907 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Цукерман Рая Борисовна 1919 Городок им. Калинина.
Шпрингер Григорий Исаакович 1929 Городок им. Чкалова №4“За Сов.Бел”.
Шухман Леонид Меерович 1923 Городок им. Чкалова
Эйдельман Файба Гдальевич 1909 Городок им. Чкалова
Эйдельман Юлиан Иосифович 1913 Городок им. Сталина им. Суворова
Эльтерман Роза Нотовна 1915 Городок им. Чкалова
Эльтерман Фома Натанович 1922 Городок им. Чкалова
Яхнес Исаак Беркович 1916 Городок “За Сов.Беларусь” семейный

 

Евреи-партизаны из Городка, которые влились в партизанское движение и погибли или пропали без вести в 1941-1944 гг.

Фамилия, имя и отчество Год и место рождения Дата смерти Бригада Отряд
Каганович Рая Борисовна 1924 Городок 01.11.43 “За Сов.Беларусь”
Лидская Рая Иосифовна 1922 Городок 01.08.43 “За Сов.Беларусь”
Лошицер Арон Айзикович 1903 Городок 12.01.43 им. Калинина.
Малкин Городок 24.01.43 “За Сов.Беларусь”
Подберезкий Эфроим Лейбович Городок 18.04.44 “За Сов.Беларусь”
Рабинович Дора Лейзеровна Городок 01.09.43 “За Сов.Беларусь”
Рабинович Эйзер Меерович Городок 04.09.44 “За Сов.Беларусь”
Рудник Абрам Лейбович Городок 20.10.43 им. Чапаевава “За Сов.Родину”.
Фаткин Михаил Гинерович Городок 01.02.43 им. Чапаевава “За Сов.Родину”.

По воспоминаниям жителей местечка после войны вернулись живыми в Городок только Авербух Янкель и Берман Гирша с дочерьми Басяй и Женей. Их ещё до войны в 1939 году репрессировали и вывезли куда-то на север. Так и получилось, что одна репрессия позволила избежать второй. Авербуха, когда он умер, местные жители похоронили на православном кладбище, а Бэрман ещё некоторое время жил в Городке, где его дочери учились в местной школе. Сейчас евреев в Городке больше нет.

И ещё есть два обстоятельства, на которые нельзя обратить внимания. В паспорте воинского захоронения указывается, что в июле 1998 года «на этом месте массового уничтожения людей был установлен памятник». Но это неточно. В действительности, по воспоминаниям людей здание, где сожгли евреев, стоял гораздо дальше в сторону леса. Через пятьдесят лет после трагедии на том месте уже было колхозное поле. Так же было и в Лебедеве. Да и защитная зона вокруг современного памятника составляет лишь 4х4 м. Понятно, что на такой площади нельзя похоронить несколько сотен людей.

Возможно из-за того, что в Городке долгое время не было памятника загубленным евреям и отсутствовала информация в различных информационных справочниках, сведения о холокосте в Городке нет и в последней, наиболее объёмной энциклопедии «Холокост на территории СССР», изданной в 2011 году .

Материал из книги Старикевича Сергея Викторовича «Просiм у Вас прабачэння…»