Главная > Статьи > Городок не маленький и не большой

Городок не маленький и не большой

1 октября 2020

Городок встретил нас пустыми улицами и закрытыми воротами. Не скажешь, что некогда славное местечко, центр торговли, который мог посоревноваться с соседним Ивенцом и Раковом, сегодня переживает период расцвета. Но историей городчане действительно гордятся. Во всяком случае заведующий местного музея Николай Видрицкий это не скрывает. Он всегда с радостью показывает группам посетителей, а чаще всего это дети, которые приезжают в городок, чем славный Городок. И для нас согласился исполнить роль экскурсовода.

Местечко Городок на берегу Западной Березины сегодня напоминает больше тихую деревню. Между тем это поселение имеет славную историю.

Городок первый раз упоминается в 1161 году. Говорят, что раньше каждые 25-30 лет выгорал дотла, последний раз — во время Великой Отечественной войны. Сегодня местное население составляет около 500 человек.

Главная достопримечательность местечка — городище, которое представляет собой овальную площадку, окруженную рвом, где, возможно, стояла оборонительная башня, которая была направлены на запад. Это бывшое владение полоцких князей. Отсюда и название местечка — Городок. Ещё одно прекрасное место — церковь второй половины XIX века. А к 20-летию победы над фашистской Германией на небольшой площади был воздвигнут памятник. Ещё в местечке есть средняя школа, детский сад, больницаотделение связи, своё лесничество.

Экскурсию по музею Николай Видрицкий всегда начинает с истории окрестностей. До 40-х годов, как и большинство местечек Западной Беларуси, Городок был преимущественно еврейским поселением. Петро Битель, который происходит из соседней Воложинщины, очень удачно написал картину западнобелорусского местечка тех пор:

Амаль няма такое хаты
(тут дзверы ўсе на тратуар),
Каб шыльдай больш
Ці менш багатай
Не выхваляла свій тавар,
Які ў дастатку прадаецца,
І скрозь пануе рамяство –
Майстэрняў розных крам збярэцца
Ва ўсім мястэчку ма са сто…
У іх нашчадкі Мзраэля
Гандлююць, шыюць ці куюць, —
Усе заняты, ўсе пры дзеле,
Хоць і не сеюць, і не жнуць.

Нееврейских семей на то время в Городке было, а это Николай Видржицки подсчитал почти точно, всего 20. Война видоизменила не только судьбы отдельных семей, она видоизменила демографическую структуру белорусских местечек, а с ним и целый уклад жизни местных жителей. Городок теперь скорее большая деревня, чем небольшой город, хотя и называется Городком. О прошлом говорят кладбище и старые здания. Рядом с музеем стоит старый но внушительный даже бывшей своей добротностью здание из красного кирпича, с пустыми оконными проемами, с большой щелью в стене. «Вот эта развалина была когда домом еврея-купца,» – говорит Николай. Затем здание приспособили к школе. Сейчас передали Министерству культуры. К сожалению, нет средств на его реставрацию и использование.

Поблизости располагалось синагога. Потом до 1969 года, пока не построили новое здание, здесь была средняя школа. Сегодня — это контора сельского производственного кооператива.

Городок очень славился выращиванием льна и зерна, которые вывозили на продажу за границу. Неподалеку сохранилась часть торцовой стенки, где когда-то находился склад для хранения льна. Рядом с ней — небольшой сарайчик, в котором когда-то местные евреи резали кур. Иудейские законы были строгими: на базаре покупали кур, но сами евреи-покупатели зарезать их не имели права. Это было обязанностью специального человека, резника. Понимаете теперь, откуда пошла расширенная еврейская фамилия? Далее за тем сараем была большая баня.

На одном подворье было по 6-8 домов. Евреям запрещалось заниматься земледелием, а только ремеслом и торговлей, поэтому и в огородах нужды не было.

Современная территория музея ранее представляла собой мощеную площадку. Сегодня здесь находится один из семи филиалов минского Государственного музея истории белорусского литературы. Идея его создания возникла в середине 90-х годов. Появилась она не на пустом месте. Городоччина имеет богатую историко-литературное наследие. Большую помощь при создании музея и в организацию его работы внёс Александр Мазаник, который тогда был ответственным секретарём районного отделения общества по охране памятников истории и культуры на Молодечненщине.

А Николай Видрицкий сначала работал в школе учителем белорусского и русского языков, с июля 1994 года стало старшим научным сотрудником музея, а в прошлом году — его назначили заведующим. Сегодня вся ответственность за музей лежит на Николае: научная, организационная, хозяйственная работа. Значительная часть музейных экспонатов перешла сюда из собственной коллекции его заведующего.

Экспозиция начинается с небольшой коллекции фотографий Гарадоччаны, которые сделал сам Николай Видрицкий. Там и церковь, и водяная мельница, и картины природы. А рядом — предки современной электроники, — железный утюг, серп, корыто, безмен, чугунок и другие вещи.

В музее три зала. В первом находятся наиболее древние вещи — найденная в местечке керамика, топор. Там фотографии белорусских крестьян, по которым можно изучать их одежду, книги по истории с очерками о Городке и фотографии ветеранов Великой Отечественной войны. Во втором зале очень разнообразны экспонаты: деньги былых времён, прялка, ткацкий станок, давешняя одежда, патефон, предметы прежнего быта. Третий, заключительный, зал полностью литературный. В нём находятся фото, работы и информация о друзьях музея, литераторов, которые были в Городке. Например, Янка Купала, который, возможно, в 1919 году посещал детей-сирот в посёлке, Иван Козел, драматург, который родился около Красного и бывал в Городке. Упоминаются и сегодняшние писатели. Иван Голубович (Янка Боровой), член Союза писателей Беларуси, который живет в Молодечно, в 1954-1957 годах учился в Городокской семилетней школе.

Евгений Манцевич

Региональная газета № 24 от 13 июня 2003 года