Главная > Статьи > Городок без евреев

Городок без евреев

30 сентября 2020

Я бываю в Беларуси почти каждый год. Это связано с темой моих научных интересов. Здесь я родился, учился, женился, родил первого сына и начал научную карьеру. Кажется, все знакомо, но перемены налицо. Каждый раз нахожу что-то новое, неповторимое, особенное только для этой страны с ее порядками, национальным характером, историей, и отношением к окружающему миру.

Филиала Государственного музея истории белорусской литературы

Сейчас я хочу рассказать о Городке, в котором как в капле воды отразилась судьба белорусских евреев, составлявших до начала войны с нацистами один миллион человек или 10 % населения республики.

Городок, бывшее местечко Вилейского уезда Виленской губернии, а сейчас деревня Молодеченского района Минской области. Еду к знакомым Татьяне и Александру Смоликам. Татьяна – директор местного музея, собирается открыть еврейскую экспозицию. Она не одинока. Еврейская история Беларуси в последние годы вызывает все больший интерес. Это обнадеживает. Появилась целая группа энтузиастов-неевреев. В Новогрудке – это Тамара Вершицкая, в Дятлово – Жанна Наговонская, в Осиповичах – Неонила Цыганок, в Смиловичах – Людмила Драпезо, в Червене – Ирина Вабищевич. Инна Соркина подробно исследовала еврейскую жизнь Свислочи и Копыля, Ольга Соболевская – Гродна, Захар Шибеко — Минска и др.

У Городка есть свои «однофамильцы» — бывшие одноименные местечки, а ныне села Климовичского и Минского районов, районный центр Городок Витебской области. Есть «родственники» — Давид-Городок (Брестская обл.), Кожан-Городок (Лунинецкий район), Осиногородок (Поставский район), Острошицкий Городок и Сёмков Городок (Минский район). Есть и производные от одноименного корня – Городчевичи (под Лепелем), Городятичи (под Любанью), Горожа (под Осиповичами) и др. Этимология названия не вызывает сомнений. Городок, значит маленький город, укрепление, центр ремесла и торговли со значительным удельным весом несельскохозяйственного населения.

Водяная мельница 1875 года.

Городками называли еврейские местечки не только в Беларуси. На Украине есть свои «городки». Например, село Городок в Маневичском районе Волынской области, Городок, как районный центр Львовской и точно с таким же названием районный центр в Хмельницкой областях. В английском языке слово местечко переводиться как «маленький город» (small town). Подобные маленькие городки, населенные евреями (miaste?ki) существовали в большинстве стран Европы: Kleinstädte, Flecken или Marktflecken в Германии, m?stys в Чехии, commune во Франции, piccola città или comune в Италии.

Первое письменное упоминание о «нашем» Городке относится к 1162 г. В разные времена местечко принадлежало различным магнатским родам, в том числе Глебовичам, Галинским, Карницким, Хмарам, Тышкевичам. В составе Российской империи Городок очутился результате Второго раздела Речи Посполитой (1793 г.). С конца позапрошлого века до 1940-х гг. большую часть населения местечка составляли евреи.

В 1847 г. в Городке проживало 496 евреев, в 1897 г. – 1230 (76,6%), в 1921 г. – 990 евреев. Существовала полноценная религиозная жизнь. Евреи выстроили в центре Городка двухэтажную каменную синагогу. В 1839-1853 гг. раввином в ней был Элиягу-Хаим Майзель. Кстати, синагога стояла на одной площади с православной церковью и костелом. Здание синагоги сохранилось, правда, сегодня здесь размещается коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Березина-агропродукт».

Бывшая синагога.

Во второй половине девятнадцатого века здесь существовали волостная управа, две православные церкви, две синагоги, пивоварня, 22 магазина, три корчмы, постоялый двор, народная школа, водяная мельница, кирпичный завод, суконная фабрика, завод по выработке меди. На рубеже 19-20 ст. в Городке появились две еврейские религиозные школы, три кожевенных завода, три завода по производству глиняной посуды, заводик по производству минеральной и газированной воды. Число еврейских лавок (других не было) выросло до 25, торговля шла в 12 корчмах, имелось еврейское ссудо-сберегательное товарищество, действовали отделения еврейских политических партий. Одни евреи отдавали свои симпатии сионистам, другие – БУНД.

В Городке жили — Борух Рудерман (1865-1928 гг.), один из основателей еврейского социалистического движения в Англии, раввин Иехескель Сарна (1889-1969 гг.), писатель Хаим-Авром Фридлянд (1891-1939 гг.), поэт Зелик Моисеeвич Аксельрод (1904-1941 гг.), брат известного художника Меера Аксельрода (1902-1970 гг).

Выходцы из Городка разъехались по миру и много преуспели, благодаря своей учености.

Хаим-Авром Фридлянд, получил традиционное еврейское образование, в 1906 г. уехал в Соединенные Штаты Америки. Окончив педагогический факультет Колумбийского университета, он основал первую женскую школу с преподаванием на иврите в Нью-Йорке (1910 г.). С 1920 г. Фридлянд жил в Кливленде, печатал стихи и рассказы, статьи по проблемам культуры и педагогики.

Причудливо сложилась судьба у Иехескеля Сарна. Во время первой мировой войны он вместе с иешивой эвакуировался из Слободки в Кременчуг, где учился у знаменитого еврейского мудреца Хафеца Хаима. В 1924 г. Сарна уехал в Палестину и поселился в Хевроне, а с 1927 г. он возглавил иешиву «Хеврон». Он воссоздал разгромленную в Иерусалиме в 1929 г. арабами иешиву. В последствие Сарна стал членом Совета знатоков Торы (руководящий орган партии «Агудат Исраэль»), автором многочисленных работ в области еврейской философии и религиозного законодательства.

В соответствии с Рижским мирным договором 1921 г. Городок включили в состав Польши, а с 1939 г. — присоединили к БССР. С началом советско-германской войны городокские евреи были обречены. В марте 1942 г. было образовано гетто, в котором находилось около 1500 чел. В конце мая 1942 г. около ста молодых евреев депортировали в рабочий лагерь в Красное. 11 июля гетто уничтожили. Всего погибло 900 евреев (720 из Городка и 180 из близлежащих деревень). Сегодня об этой трагедии свидетельствует монумент из черного гранита с надписью на русском и иврите.

Памятник на месте расстрела евреев.

Память о еврейской жизни Городке переместилась на кладбище. Я прошу Татьяну Смолик отвести туда. Пройти можно только через частный двор – кругом заросли кустарника и бурелом, не пробиться. Впереди перепаханное поле, потом низкая каменная ограда, вернее то, что от нее осталось. Наконец, вижу мацейвы (надмогильные камни). Их много, считать бесполезно, большинство ушли в землю. Они покрылись дерном и травой, заросли кустарником. Кладбище обширное, я прикидываю в уме – свыше сотни. Это то, что еще заметно на поверхности. Читаю надписи на иврите…

Еврейское кладбище.

Иду по улицам Городка и удивляюсь. До сих пор заметны черты еврейской застройки, мостовая, выложенная булыжником. Вид у Городка опрятный, дома досмотрены, во двориках цветы… И это умирающая деревня? Татьяна Смолик рассказывает, что последнее время у Городка открылось второе дыхание. Всего жителей осталось 600 чел., но коренных из них только 400. Остальные приезжие. В основном, это повзрослевшие дети, не давшие зачахнуть родительской «спадчыне». Восстановленные дома превращаются в места отдыха. Скотины не держат, теплиц не ставят, огородов почти нет (не рентабельно). Только сады, лужайки и цветники. Вот откуда нарядный вид. И что интересно, по национальному составу жители сегодняшнего Городка – белорусы и потомки евреев.

Последний еврей Городка похоронен… на православном кладбище. Странная история. Прошу показать его могилу на кладбище. И действительно, среди крестов и металлических оград высится скромное надгробие, на котором я читаю: Янкель Иосифович Авербух (1891-1969 гг.). Нет, не крещеный еврей, у крещеных меняли имя.

Как это получилось? В Городок нацисты пришли на второй или третий день войны. Эвакуироваться никто не успел. После освобождения республики к родному очагу вернулся только Авербух, которого в 1939 г. органы НКВД депортировали, как «буржуя» и еврейского националиста. Когда Янкель на 78 году жизни умер, православные соседи похоронили усопшего на своем кладбище, еврейское уже не действовало, да и обычаев никто не знал.

Спрашиваю у Татьяны, интересуются ли кто-то следами еврейской жизни Городка? Местные власти – нет, как всегда отсутствие бюджета. Несколько раз приезжали родственники из Америки, Израиля, была группа студентов со своим преподавателем из Польши. А, белорусы? Ученые мужи – нет, а вот энтузиасты – да. С чего все началось? В 2011 г. Татьяна Смолик, назначенная директором музея в Городке, позвонила Кузьме Козаку в Историческую мастерскую в Минск и попросила помощи. Так возник проект «Друзья Городка» для восстановления, сохранения и развития историко-культурного наследия, стартовавший 12 сентября 2012 г. Цель: создание научной базы и реконструкция исторического прошлого бывшего еврейского местечка, образование историко-культурного центра «Городок», включение в туристические маршруты и программу экотуризма.

Пообещал свою помощь и я. На прощание Татьяна подарила мне хамсу (защитный амулет в форме ладони, «рука Бога») со словами «Привет из Беларуси 2013».

Так сложилось, что я записывал свои впечатления о Городке в канун 5774 еврейского года в Иерусалиме. Прервав это занятие, пошел в свою синагогу. Как известно, в день Рош ха-Шана, или День Суда, Бог судит мир и людей. Все молитвы направлены на то, чтобы повлиять на решение Творца. Молитва и раскаяние в своих грехах, согласно верованию, должны помочь добиться лучшей участи для себя и своей семьи. Я слушал шофар (духовой инструмент, выполненный из бараньего рога) и видел перед собой образы евреев Городка, некогда многочисленной и процветавшей общины, навсегда ушедших в небытие. Те же лица и образы, те же слова и мольба, обращенные к Всевышнему, только другая эпоха и время.

 

Леонид Смиловицкий.