Главная > Статьи > Прояви себя в делах

Прояви себя в делах

1 октября 2020

С Виталием Николаевичем Сильвестровичем, водителем колхоза имени Калинина, мы встретились у него дома. Виталий Николаевич был в отпуске. И теперь занимался домашним хозяйством. Поздравили его с награждением орденом Дружбы народов.

— Приехал из Молдавии, — рассказывал Сильвестрович, — иду по улице, а мне говорят: «Ты награждён». Растерялся сначала. Считаю награду авансом, постарался её оправдать…

— Виталий Николаевич, сами вы родом из Городка. Остаться работать в родном селе было вашим желанием?

— Не сказал бы, что так хотел остаться в деревне. Сначала собирался идти учиться на механика холодильных установок. Если бы вышло это, то работал бы на рефрижераторе. Потом хотел поступить в институт, но не успел, пошёл в армию. Вернулся — дали машину ГАЗ-57. Так и остался в родныз местах. Сейчас восемь лет на ЗИЛе работаю.

— За что вам нравится профессия шофёра?

— Всё в движении. А я люблю движение, не могу быть спокойным.

— В вашем колхозе немало молодых водителей. Почему они остаются дома?

— Жить в Городке, других деревнях колхоза неплохо. Жильё можно получить, условия отдыха не хуже, чем в других хозяйствах. А зачем ехать за тридевять земель, искать своё счастье? Мои соседи Юра Барановский, Володя Луцкий в передовиках ходят. Приобрели опыт, умение, а в старании им не откажешь.

— Но не все молодые находят себя, если можно так сказать.

— В колхоз приходят работать молодые с правами шофёры. Их они получили обычно в школе. А какая там подготовка? С пятое на десятое. Хорошо, что обучат водить машину. Но если кто самостоятельно не будет постигать на практике тайны профессии, то грош цена таким правам. В общем, странная ситуация: каменщика, токаря и других учат по три, а то и больше лет, а шофёра могут на курсах за пол года обучить. А потом мы разводим руками: и аварийность высокая, и машины часто ломаются, и производительность мала. Тем ребятам, что приходят в колхоз, не откажешь в желании работать. Но что может сделать вчерашний школоьник? Его ещё учить надо. Ещё больше нужно уделять ему человеческого внимания, давать советы, поддерживать морально. А что бывает? Бывший главный инженер колхоза очень не любил заниматься с молодыми. Для него главными были машины, а не люди. И вот подходит к инженеру юноша с просьбой или вопросом, а тот только буркнул: «Иди ты…» Ну и пойдёт парень, а потом работает с неохотой, раз он никому не нужен, то зачем стараться. Не всегда понимают руководители, что настроение — категория политическая.

— Чем вы можете объяснить, что колхоз по-прежнему находится в числе отстающих, живёт на дотации?

— Я так категорично не сказал бы. Хозяйство в последнее время начало иметь собственный доход. А чем объяснить её неудачи? Трудно ответить. Мне, как водителю, не всё видно. Но думаю, что наш колхоз — порождение той бюрократической системы, которая сложилась. По-сути, колхозники стали наёмными рабочими, а не хозяевами. Зашли бы вы на наш машинный двор несколько лет назад, посмотрели бы, что там валялось. Никому не нужно. Сейчас положение меняется.

Виталий Николаевич Сильвестрович

— И как идет у вас перестройка?

— Сложно пока. Люди привыкли жить по старому. А перестройка — революционный процесс. В колхозе ввели чековую систему. Результаты не такие, как хотелось. Сказывается инертность и специалистов, и нас, колхозников. Но изменения есть, и значительные. Теперь бригадир не даст лишнего чека, знает: потом за него из своего кармана заплатит. И зарплата у нас уменьшилась немного, не потому что работаем хуже — меньше стало приписок. Это радует, так как заставляет по-хозяйски относиться к народному добру, к своей работе. Однако за год всего не исправишь.

Новые формы требуют и новых подходов. Но опять сказывается инертность. В хозяйстве создано звено по выращиванию картофеля, работает на коллективном подряде, но подряда там нет. Полезное дело губят.

Многое и не зависит от нас.

— Что вы имеете в виду?

— При такой хозяйственно-расчётной системе нужна чёткая организация работы. Но всегда ли она бывает? Я вот возил лён на Красненский завод. Простаивал там в очереди до семи (!) часов. За это время мог ещё два-три рейса сделать. Или взять дела с ремонтом. Раньше возили машины на ремонт в сельхозтехнику. Сейчас не возят — посчитали, что дорого будет. Не знаю оправдано ли это. В хозяйстве нет тёплого гаража, не созданы условия для ремонта. А это тоже затраты. Норма выработки в нас от тонна-километров. Поэтому шофёры не любят работать на дорогах колхоза. Надо за час проехать примерно двадцать пять километров. А где ты их проедешь? Здесь тоже нужен дифференцированный подход.

— А какой выход видите вы?

— Сразу не скажешь. Да и кто теперь скажет? Необходимо искать его, применять всё прогрессивное. Я верю, что наш колхоз не будет ходить в отстающих. Посмотрите на молодежь — на нее надежда. Да и сам я молодой — только 32 года. Ребята хотят внедрить арендный подряд. Пока не буду раскрывать их планы, но расчёты в них серьёзные. Постепенно растёт сознание сельчан. Значит, подряды, которые часто действуют на бумаге, скоро будут на самом деле. А это важно.

Беседу вёл В. Абрамович.
Фото М. Асаевича.
Святло камунізма 7 ноября 1988