Главная > Статьи > Возрождение

Возрождение

1 октября 2020

Как имеет свою судьбу, свою биографию человек, так имеет свою историю и каждая деревня, каждый город.

До деревни Городок — 22 километра от Молодечно. Впервые она упоминается в летописи в 1161 году. Своё название получила от городища-остатков древнего укрепленного поселения, которое сохранились до наших дней.

Много хорошего и трагического видел на своем веку Городок. Долгое время его жители находились под гнётом польских феодалов и литовских князей.

В своё время в Городке находилась гмина. В поселке проживало около трёх тысяч человек. Была частная, государственная больницы, аптека, ветеринарный и акушерский пункты, школа, библиотека, еврейский народный банк, различные магазины, мельница, пекарня, кожевенный завод, кузница, швейная и часовая мастерские, два базара. Были построены здесь и три храма: Свято-Троицкая церковь в центре села, церковь на кладбище и католический костёл.

Как свидетельствует история в 1812 году, при нашествии наполеоновских войск, Свято-Троицкий храм остался. А вот в 1865 году сгорел весь посёлок, погиб в пламени и храм, а на его месте через девять лет была построена новая церковь. Богослужения в ней проводились вплоть до начала Великой Отечественной войны. Существовал храм до 1944 года. Он величественно возвышался над Городком и был виден всей округе. Ни один снаряд не повредил здание.
Разрушила его человеческая бездуховность. Летом 1944 года фашисты оставили Городок, не зацепили церквей, костёла. Наша армия уже была на подступах к деревне. И вот, чтобы показать, наверное, свою боевую активность, партизаны сожгли церковь в центре Городка, костёл. Как свидетельствуют местные жители, один из партизанских командиров отдал приказ: срочно погасить пожар. Но было поздно, невозможно было ничего сделать. Горели не только культовые сооружения, но и сама деревня.

Бесспорно, партизанское движение внесло большой вклад в освобождение родной Беларуси. О героизме и боевые действия написано много. Однако, к сожалению, было и такое.

В пятидесятые годы местные власти решили до конца уничтожить, что осталось на территории сельсовета, — церкви в Городке, Белеве, Пожарище. Церковь, что была на кладбище, решили разобрать, чтобы построить колхозную баню. Колокола сдали на металлолом, а имущество разграбили.

Кстати, жители Белева мужественно защищали свою церковь. Несколько дней и ночей они не давали её разрушить. Однако власть была сильнее людей. Церковь снесли.

На сегодняшний день остались только стены Свято-Троицкой церкви, вокруг которых немало мусора. В октябре три мощных трактора, выделенные колхозом имени Калинина, два дня расчищали дорогу, чтобы пробиться к дверям храма. Но не меньше мусора еще осталось внутри.

Мне кажется, что даже разрушенное здание храма поражает бывшим величием и красотой. Больно только, что все покурожили. Вернуть прежний облик храма, уберечь его от окончательного разрушения — обязанность местных властей.

На территории прихода церкви размещены три колхоза — имени Калинина, «За власть Советов», имени Кирова, многие предприятия. Если они объединят свои усилия и на помощь придут прихожане, храм будет восстановлен.

Недавно при церкви создано религиозное общество из пятнадцати человек, избраны приходской совет церкви, казначей и ревизионная комиссия. Общество зарегистрировано в Минской епархии. Начали поступать пожертвования от прихожан, от жителей Молодечно.

Райисполком обязался выделить необходимые строительные материалы (кстати, часть их уже выделена, идёт заготовка необходимого).
Деятельность приходского совета благословил Митрополит Минский-Гродненский Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Несмотря на экономические трудности, председатель колхоза имени Калинина Александр Яковлевич Косаpов заявил о поддержке и оказании посильной помощи в восстановлении храма. Думается, что найдутся и другие, кому не безразлична судьба Свято-Троицкой церкви в Городке. Ведь она никогда не приносила вред людям, призывала их к благочестию, уважения друг к другу.

В Молодечненском Жилкомбанк открыт расчётный счёт церкви: № 701510. пожертвования можно вносить также наличными деньгами казначеем при церкви.

Прошлое и настоящее.

К. Жаховец.
Фото и рисунок автора.