Воспоминания моей бабушки, Вороняевой Марии Иосифовны (10.10.1926-23.10.2012).
Написаны в последние годы ее жизни.
Крестьянский быт довоенного времени.
Ещё один кусочек бабушкиных воспоминаний немного не связан с предыдущим, потому что написан на другой бумаге, не является логичным продолжением предыдущего рассказа, иногда его повторяет.
«Родители мои были крестьянами, основным и единственным средством существования семьи был участок земли в 3 га, однако пахотной земли было не более половины, остальное — песчаные холмы, кустарники, болото. Отец окончил какую-то сельскую школу, мать вообще в школе не училась, но считалась женщиной образованной (её отец учил братьев дома, и она выучилась очень многому) — к ней часто шли за советом.
В деревянном доме, который отец построил после возвращения из германского плена (после I Мировой войны) в кредит, на кухне был земляной пол и русская печь. Очень примитивная обстановка: печка-голландка, стол, скамейки, кровати — всё из дерева, простой гардеробный шкаф, в углу икона.
В хозяйстве корова, пара свиней, овец, куры, иногда гуси, утки; лошадь — на два хозяйства с соседом, сарай также.
Питание семьи состояло из натуральных продуктов: хлеб из ржаной муки выпекали сами, картофель, овощи, молоко, зимой немного мяса (свинины), летом немного сала. Отец возил зерно в частную мельницу, там делали крупу, муку. В Городке (3 км) были частные еврейские лавки, где покупали спички, керосин, соль, иногда селедку. Все это было очень дорого, поэтому спичку делили на две части. Сахар был только к Рождеству и Пасхе. Иногда пили чай вприкуску, причем кусочек рафинада делили на четыре части. Одежду рабочую, постель, обувь производили сами на ткацком станке (кроснах), праздничную одежду, обувь покупали в Городке, но все это было дорогое, а никакой зарплаты, ни пенсии никто не получал, деньги появлялись только с продажи сельхозпродуктов.
На работу брали только тех белорусов, которые перешли в католическую веру. Чтобы одеть детей в школу, мама продавала яйца. Масло детям давали только попробовать. Летом все ходили босиком, а когда шли в церковь, обувались только когда подходили к Городку. Иногда папа вываривал из сахарной свеклы патоку, мы её ели вместо мёда. Хлеба никогда до нового не хватало, после голодной весны 1-2 месяца жили совсем без хлеба в ожидании нового урожая.
Однако наша семья относилась к среднему достатку, а в деревне было много бедняков, которые не имели ни клочка земли, ютились в маленьких хатках, приходили к маме, просили огуречного или капустного рассола к картошке. А дети всю зиму босиком сидели на печке, ходили оборванные, грязные, голодные. Их отдавали богатым крестьянам пасти скот. Были, конечно, и зажиточные крестьяне, которые имели 10-20 га земли. Бедняки работали у них или у помещиков.
Дети богатых крестьян играли вместе с нами, но совсем не общались с «мужиками» дети помещиков, их мир был нам недоступен, мы могли только завидовать их нарядам, еде, образу жизни. Они нас просто презирали, мы для них были грязные неотёсанные мужики.
Правда, в польской школе я чувствовала унижение и отчаяние только пока овладела по-настоящему польским языком затем училась в основном на «5», поэтому учителя относились ко мне хорошо, я даже на государственном празднике от души читала на сцене патриотические польские стихи, пела в хоре. Существовали ещё и физические наказания в школе. Конечно, дети польских чиновников несколько с презрением относились к «мужицким» детям, но очень часто приходилось считаться с нами и даже обращаться с просьбой что-нибудь списать, помочь решить задачу и тд. Охотно играли вместе на перерывах.
Среди учителей были хорошие, добрые люди, которые с сочувствием относились к бедным детям. В школе была организация Красного Креста, которая оказывала помощь в одежде и питании. А еще был учитель математики Моль, страстный польский патриот, ненавидел нас и грозил нашим родителям, которые смотрят на «восток», особенно когда приходил пьяный.
У меня была подружка — соседская девочка — из многодетной бедной семьи. Мать ее запирала хлеб на замок и выдавала строго по кусочку. Я ей дарила свои игрушки.
Мы больше играли на природе в городки, догонялки, в классы, а вообще-то мало времени оставалось на игры, нужно было все лето помогать в работе: полоть, жать, убирать сено, картофель, пасти коров, свиней, гусей. Иногда родители отпускали на речку искупаться. Ещё ходили за ягодами, грибами. Правда, леса принадлежали помещикам, поэтому за ягодами было ходить опасно: слуги помещиков отбирали ягоды, избивали.
Такова была жизнь в Западной Белоруссии до 17 сентября 1939 года. Поэтому Красную Армию встречали с цветами и восторгами».
Продолжение следует.