В 1862 году, Накануне восстания 1863 года, в Городке открылась народное училище. Но ходить в школу все не могли, а некоторые до грамотности относились довольно спокойно: пусть знать учиться, а мы, мужики, можем и без науки обойтись.
В 1863 году дочь белорусского писателя В.И. Дунина-Марцинкевича — Камилла Викентьевна — заложила школу в Городке для местных детей бедноты. Исполняющий обязанности Минского губернатора, Кожевников докладывал 7 февраля 1863 года, что школа была организована для маскировки агитационной деятельности среди солдат и населения. По требованию Кожевникова Камилла была арестована. Известий о эту школу дошло очень мало, так как незадолго вспыхнуло восстание Калиновского 1863-64 гг., и школа прекратила свое существование. Сама учительница-энтузиастки Камилла смело присоединилась к инсургентам: агитировала, разбрасывала листовки, добывала оружие. После разгрома этого выступления Камилла была отправлена в ссылку на Урал в город Соликамск Пермской губернии. Судьба этой воинственной белорусский сложился драматично. Вернулась она домой со своим мужем Осиповичем только около 1880 года и вскоре умерла. А между тем, если бы условия были другими и Камилла осталась здесь учительницей, то, возможно, мы имели бы дело с необычным музыкальным талантом. Мы хорошо знаем, что она была известной пианисткой, певицей, композитором.
В 1919 году стала существовать школа «народная»: три класса были обязательны, а затем два класса — по желанию. После 5 классов желающие учились в гимназии. Существовал приют для беженцев, где кормили, одевали и учили — всё бесплатно. Заведующим приюта была Осипович Зинаида. В 1919 году Янка Купала приезжал в Городок посетить приют детей-сирот. Школа располагалась в старом здании, сгорел во время Великой Отечественной войны.
Учащиеся, преподаватели и обслуживающий персонал школы-приюта для детей беженцев в м. Городок. Вилейский уезд Виленской губернии. 26 декабря 1916 г. Фотокопия из коллекции Е. Соломевич
Начальная школа
Одна из страниц жизни жителей Городка связана с белорусской гимназией, которая работала в Городке в 1920-1924 гг. Об это учебное заведение ничего не писалось в советско-белорусского историографии. Не заняла определенного места она и в истории белорусского образования — не упоминается даже в таком издании, как «Народное образование и педагогическая наука в Беларуси (1917-1945)» (Минск, 1993).
В начале ноября 1920 г. в Городке (центр волости) Вилейского уезда была открыта частная белорусский гимназия. Эта местность входила по предварительным мирных договоренностей в Риге вместе с другими западно землями в состав Польши. Сначала польские власти вынуждены были идти на определенные уступки белорусам в области образования. Разрешение на открытие гимназии в Городке получил представитель знаменитого шляхетского рода учитель Константин Тышкевич. Сначала существовали только 4 основные и один подготовительный классы. В школу записались до 100 детей, но учёбу начали чуть более 70. Многие вынуждены были отказаться от дальнейшего обучения. Основная причина — тяжёлое материальное положение родителей. Для них плата за учёбу (в год от 600 польских марок и выше) была не по карману.
Сам факт открытия гимназии — событие для жителей этой местности, о чём свидетельствует письмо руководителя школы К. Титко от 18 марта 1921 года в Центральную Белорусский Школьную Раду в Вильнюсе: «… Открытая в Городке белорусский гимназия имеет большое культурно-просветительское значение не только для Городка, но и для таких городков, как Молодечно, Лебедево, Воложин, Раков, посередине которых лежит Городок. После летнего несуществования школ открытие гимназии, в которой дети учатся на своем родном языке, оказала сильное впечатление на местных жителей ». Преподавание по-белорусски началось с января 1921 года в младших классах. Наибольшее внимание уделяли сначала предметом естественнонаучного цикла. Кроме белорусского, преподавали также польский, немецкий и французский языки.
Финансовые трудности усложняли деятельность гимназии. Учителя нерегулярно получали зарплату. Некоторые из них оставили работу. Однако увеличение количества учеников требовало и пополнения учительского состава. В 1921-1923 гг. количество учеников возросло с 70 до 156, учителей с 5 до 8. Краткие сведения о учениках и учителях дает дело «Акты белорусского гимназии в Городке Виленском», хранящейся в Государственном архиве Литвы. В 1922-23 учебном году в школе училось 119 учеников. Национальный состав учащихся (белорусы — 47%, евреи — 53%) прочил и их социальное происхождение: из крестьян — 36,1%, торговцев — 45,3%. Именно значительная доля детей из еврейских семей (преимущественно в старших классах) позволяло временно поддерживать на должном уровне финансовое состояние гимназии, так как плата за учёбу и составлял основной источник доходов. Нельзя было надеяться на хорошую поддержку со стороны Центральной Белорусского Школьной Рады. Такая ситуация позволяла принимать младшие классы детей белорусских крестьян, которые не могли заплатить за учебу.
Даже в таких неблагоприятных условиях учителя стремились прививать ученикам любовь к родному краю, его истории, культуры, воспитывать уважение к знаниям. Гимназия приобрела гуманистический направление. Учебные программы были похожи на те, что использовались в Виленской белорусского гимназии, которая действовала с 1919 г. Сам Константин Тышкевич преподавал историю. Симон Король проводил уроки белорусоведения (белорусского языка, литературы) Антон Огиевич — уроки математики, физики, латинского языка, священник Павел Баталин — уроки православной религии. Преподавали в гимназии также И. Яськов, Л. Ненартович (немецкий, русский языки) и другие учителя.
В ходе изучения белорусского языка и литературы повышался общеобразовательный уровень учеников. «Воспитательная цель должна служить развитие у молодежи любви к Отечеству и вообще к человеку», — так определялась дидактическая направленность уроков упомянутых предметов в программе.
Уроки истории начинались во 2 классе. В течение двух первых лет ученики изучали историю Беларуси. В основу программы по этому предмету была положена периодизация отечественной истории, разработанная В. Ластовским и В. Игнатовским: полоцкий, литовско-белорусский, польский и русский периоды. В 4-7 классах предусматривалось и преподавание мировой истории. Одновременно более основательно преподавалась история Беларуси. В 4 классе — это «Древняя история» и «Полоцкий период», в 5-м — «Средневековья» и «Литовско-белорусский период», в 6-м — «Новая история до Французской революции» и «Польский период» и т.п. Таким образом, в основу исторического образования был положен принцип синхронного изучения истории в контексте мировой истории. Учебники присылали из Вильнюса, но их катастрофически не хватало.
Три делегата — учителя из Городокского гимназии участвовали в работе съезда педагогов национальных гимназий Западной Беларуси, который состоялся 11-14 апреля 1923 г. в Вильнюсе. Кроме вопросов объединения гимназий под руководством Общества белорусского школы много внимания уделялось совершенствованию учебно-методической и воспитательной работы. Об этом свидетельствуют следующие принятые резолюции: «Об организации курсов для педагогов белорусских средних школ», «О издания периодического журнала по вопросам белорусского школы и педагогики», «О белорусском начальной школе», «О воспитании учащихся», «Об общих методах преподавания в средней школе «. В последней высказывались дельные советы по методике преподавания отдельных предметов. Проведение такого съезда свидетельствует о том, что даже в неблагоприятных условиях (усиление полонизации) в белорусских гимназиях стремились наладить эффективный учебно-воспитательный процесс. Безусловно, главная роль в этом деле принадлежала Виленской гимназии.
Из-за материальных трудностей и удаленности от многолюдных посёлков руководство Городокского гимназии делала попытку перенести её в Воложин. Об этом свидетельствует письмо в Центральную Белорусский Школьную Раду, где упоминалось желание жителей Воложина (преимущественно евреев) и окрестных деревень содержать школу. Переезд на новое место требовал значительных финансовых затрат. Однако польские власти не давали на это разрешения. Более того, не было удовлетворено настаивание Константин Тышкевича в мае 1923 г. в попечительстве Виленского учебного округа дать гимназии права общественного учреждения. Надеяться её выпускникам на допуск к высшему образованию в тогдашней Польше нельзя было. Польская администрация так и не дала возможности гимназии сделать первый выпуск — в 1924 г. её закрыли.
Для создания полной и точной истории отечественного образования нужно учитывать опыт работы этой национальной гимназии. К сожалению, сведений о ней сохранилось не очень много. Но необходимость возвращения из забвения Городокского гимназии вызвано тем, что вместе с другими (немногими, но более известными) гимназиями в Западной Беларуси (Виленской, Новогрудской, Клецкой, Радошковичской) в межвоенный период она внесла определенную долю в дело пробуждения самосознания местного населения противодействия полонизации.
После 1921 года Городок попал в состав Польши. С 1921 г. в Городке действовало семилетняя польская школа. Учили на польском языке. Только Закон Божий преподавался на православной языке. Кроме польской школы еще была еврейская. Учителями польской школы были: Счансницкая — директор, Старамлынская, Людвинская — начальные классы, Моль — математика и другие.
Школа располагалась в том же старом здании, также построили новые. В школе существовали организации: юноши, харцежи, где детей воспитывали в духе ненависти к Советской власти. Была организация со старших школьников «Звёнзэк млодёжи процовней» (объединение рабочей молодежи), члены которой должны были тайно отговаривать людей не покупать товары у евреев. В школе допускалось физическое воздействие на учеников, хотя фактически это не разрешалось.
Сентябрь 1939 года был встречен в Городке, как и во всей Западной Беларуси, что освободилась от барских пут Польши, с открытой душой. Население искренне доверилась даже власти, так как верила, что наконец пришла свобода, демократия, справедливость. С Востока к ним ехали довольно бедные люди. Школа в Городке принимала учителей — посланников с Востока, а местным педагогам давали отставку, выражали недоверие. Польские же, естественно, сразу убежали.
В период Великой Отечественной войны школа работала, но не регулярно: если был заезд каратель, они жили в школе, выезжали — школа продолжала работу.
1952г. – Первый выпуск 10 класса, 13 человек.
1968г. – Новое трёхэтажное здание, училось 390 учеников.
1978г. – Школа награждена дипломом І степени Министерства образования БССР за большую работу по организации натуралистической и исследовательской работы.
1996г. – Школа стала базовой в районе по экологическому образованию.
2001г. – Школа-сад.
2005г. Городокский учебно-педагогический комплекс детский сад – общеобразовательная средняя школа.
2013г. – Городокский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа.
Городокская школа сделала за свое существование 61 выпуск.
Городокская СШ на открытии дня школы. г.п. Радошковичи . 1957 г.
Уроки физической культуры. Спортландии.
Уроки допризывной подготовки.
Преподавательский состав Городокской СШ с учениками