Мартин Дин (доктор исторических наук. Вашингтонский музей холокоста)
Довоенное еврейское население.
Еврейская община в Городке датируется более 100 лет назад до начала второй мировой войны.
Городок был расположен на юге от Молодечно в бывшем Вильно Вилейской области межвоенной Польши. Согласно переписи населения 1897 года там находилось 1230 евреев. К 1921 году количество евреев снизилось до 990.
В Городке были две основные синагоги и Горбут – Иврит (школа на 120 учеников), которые были построены с помощью дотаций от родственников в США.
В 1939 году Городок вошёл в состав БССР. Новая Советская администрация закрыла еврейские общины и запретила сионистские молодёжные движения. Во время немецкой оккупации насчитывалось 150 еврейских семей (около 1000 евреев). Среди них было 25 владельцев магазинов, несколько купцов, около 50 семей торговцев мелкими товарами.
В дополнение к этому были ремесленники, портные, сапожники и кузнецы, а также около 50 молодых людей ожидающих переезда в Израиль.
Немецкая оккупация и администрация. (Управление)
Части немецкой армии вошли в Городок в июле 1941 года. Первоначально немецкая комендатура была ответственна за руководство территорией. В конце августа Городок перешёл в состав Вилейской области Радошковичскго района. Немецким комиссарам Вилейской области был назначен Крейсобман Шмидт. В 1941 году местная жандармерия была установлена в Городке и включала в себя местную полицию.
Учреждение еврейского совета и начало антиеврейских мер.
Летом 1941 года вновь созданная местная полиция арестовала несколько бывших служащих местных Советов, которые были затем расстреляны в старой Городокской церкви. Событие было засвидетельствовано несколькими евреями.
Немцы так же учредили «Еврейский совет» для выполнения своих приказов. Его представителем был Ефраим Рецким. Еврейский совет назначал евреев для работы по строительству бараков для немецких евреев, а также для валки деревьев и дорожных работ на путях.
В 1941 году по приказанию областного комиссара Шмидта евреем было положено сдать ценные вещи: часы, меховые изделия, ценные монеты, 2000 костюмов, постельное бельё. Совет сделал всё возможное для выполнение требований, собрал предметы у евреев, в надежде на умиротворение немецких властей с помощью взятки. Произошло несколько единичных расстрелов евреев, но в отличии от многих соседних общин, в Городке не было крупномасштабных убийств летом 1941 года.
Создание гетто и условия проживания.
Немцы создали гетто в марте 1942 года, которое было обнесено колючей проволокой. Гетто было на базе двух синагог. Евреи были все сконцентрированы в двадцати старых домах около синагог. Узнав о массовых убийствах в других соседних местах, группа из семи евреев из Городка, включая Адельмана и Герши Софеха приготовили убежище в лесу, заподозрив приближение СС для ликвидации гетто.
В мае 1942 года немецкие власти переместили около пятидесяти местных евреев в ближайший город Молодечно для работ на новой радиостанции.
Ликвидация гетто.
В начале июня 1942 года, немцы публично издевались над евреями запрягая раввина Рабби Мойшу и двух других евреев в телегу, заставляя везти других евреев по улицам Городка для потехи.
Двумя днями позже в июне 1942 года немцы начали уничтожение. Прибыли двадцать грузовиков с эскадронами полиции, привлечённые комиссаром Шмидтом. Они кричали: «Евреи, убирайтесь!». Евреи были собраны вместе в парке между двумя синагогами рядом с глубоким рвом, где евреи доставали воду.
Были выбраны крепкие, здоровые мужчины – в правую сторону, женщины и старики – в левую. Людей погрузили на машину по пятьдесят человек. Было сказано, что их перевезут в Красное на принудительные работы. Маленькие дети были убиты, их выбросили в ров.
Мужчины заметили, что некоторые грузовики с детьми и женщинами повернули в лес. Тогда они поняли, что их всех могут убить и Михаил Лидский крикнул: «Давайте, по крайней мере умрём сопротивляясь».
Более 30 евреев выпрыгнули из грузовиков и убежали в лес. Немцы преследовали и стреляли. Некоторых поймали, но из слов Адельмана тридцать шесть евреев убежали в лес. Оставшихся людей, способных работать, переместили в гетто и трудовой лагерь в Красное.
Около семисот женщин и детей заключили в амбар и подожгли. Любой, кто попытался бежать были расстреляны. Местные крестьяне похоронили трупы. Еврей, Фивел Сапожник, который в июне вернулся из трудового лагеря в Молодечно, увидел страшную картину. Перед ним был город-призрак с запахом сгоревших человеческих тел.
Еврейское сопротивление и выживание.
Более пятидесяти евреев из городка спаслись в Советском партизанском движении и пережили войну. Некоторые, как Лазарь Чазановский продержавшись в лесу после побега во время уничтожения, примкнул к партизанам из Красного рабочего лагеря. Одну из частей возглавлял Колонель Кузнецов. В начале 1943 года евреи из городка участвовали в партизанских атаках на немецкий гарнизон в Городке, убив несколько врагов.
Это исследование ценно как книга памяти об общине Городка.
Опубликованные работы.
Воспоминания Гхуда Адельмана «Герой без медали» (Нью-Йорк, 1983 год)
Издательство «Вантаж» даёт информацию о судьбе некоторых спавшихся из Городка.
Главные архивные источники.
Немецкие расследования военных преступлений в Вилейской области (в Городке, том 43) содержат информацию о немецкой оккупации в области. Дополнительно свидетельства об оставшихся в живых могут быть найдены в архивах Яд Вашим (Израиль).
Опубликованные работы.
1. Энциклопедия мемориального музея Холокоста США о лагерях и гетто 1933-1945 гг. том 4 Гетто.
2. Немецкая оккупация Восточной Европы
3. Издание Мартин Дин серии издательств Джефри и Мегари (Длумингтон, Университет Индиана в союзе с Мемориальным музеем Холокоста, США 2012 год, стр. 1193-1195).