Главная > Страницы еврейской истории

Страницы еврейской истории

Отдел образования спорта и туризма
Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Гимназия № 7 г. Молодечно»
 

Тема работы:
«Страницы еврейской истории деревни Городок Молодечненского района»
 

Автор : Монид Анастасия Сергеевна, учащаяся 10 «А» класса
Руководитель: Тимченко Жанна Мечиславовна, учитель истории

2016
Введение

Случившееся – это предупреждение. Забыть об этом – преступление. Если такое могло произойти, то это снова может повториться в любую минуту. Лишь знания о случившемся могут предотвратить подобное.К. Ясперс

Вторая мировая война является одной из самых трагических страниц в истории XX века. Она втянула в свою орбиту более трех четвертей населения земного шара и была самой кровопролитной и самой разрушительной. Совершенные нацистами в период их двадцатилетнего господства в Германии, и особенно во время Второй мировой войны, злодеяния не имеют аналогов в истории человеческой цивилизации.

Одной из составных частей практики уничтожения людей являлся Холокост. Этот термин обозначает массовое уничтожение определенных народов во время второй мировой войны, гибель значительной части населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных территориях в 1933-1945 гг.

История еврейского народа очень тесно переплетена с нашей историей, так как представители этой нации издавна, более тысячи лет, жили на белорусских землях. Наш белорусский народ отличается тем, что всегда терпимо и миролюбиво относился к представителям разных наций, в том числе и к евреям. По словам директора исторической мастерской Козака К.И., «Беларусь — единственная оккупирована гитлеровцами страна, где не удалось спровоцировать местное население на убийства евреев. Напротив, есть много примеров, когда белорусы спасали евреев, переправляли их в партизанские отряды.» Поэтому память о Холокосте – это и память о тех представителях нашего народа, которые, рискуя своей жизнью, жизнью своих детей, как могли помогали тем, кто был обречён на тотальное уничтожение.

Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. отметил: “Неимоверно страдая от немецко-фашистских захватчиков и их пособников, белорусы близко к сердцу приняли огромное еврейское горе. Об этом говорят имена сотен наших соотечественников – Праведников народов мира, которые спасали от неминуемой гибели тысячи евреев – взрослых и детей. Говорят, что для спасения города достаточно и одного праведника, а их в Беларуси было очень и очень много. Больше, чем в каком-либо другом тогдашнем государстве Европы”.

Трагедия Холокоста — это не только трагедия еврейского народа, потому что в соответствии с чудовищной расовой теорией Гитлера славяне тоже считались неполноценным народом. По плану Ост должно было быть уничтожено 75% славян, а остальные 25% должны были быть онемечены и превращены в рабов истинных арийцев. На евреях немцы отрабатывали механизм тотального уничтожения целых народов. Поэтому, говоря о Холокосте, мы ещё раз напоминаем о недопустимости расовой, национальной вражды.

Нашу работу мы решили посвятить изучению традиций и быта деревни Городок в межвоенный период, опыту совместного проживания белорусов, евреев, поляков в этом процветающем местечке, а также той трагедии, которая произошла в этой деревне в июне 1942 года и стала олицетворением жестокой политики Холокоста на наших землях. Городок до Второй мировой войны был бойким местечком, где процветали торговля, промыслы, проживало около 900 евреев, а после кровавых военных событий там остался только один еврей, которого местные жители хоронили уже по христианским обрядам. Изменился не только состав населения, изменился весь уклад жизни, исчез целый пласт истории, который сегодня ещё можно восстановить.

Актуальность исследования: данная проблема — это часть истории нашей малой родины, которая до сих пор является малоизученной, и с уходом из жизни последних свидетелей она так и останется белым пятном в нашем историческом прошлом.

Мировая история располагает многочисленными свидетельствами дискриминации, предрассудков, связанных с преследованием и убийствами людей. Каждый гражданин должен знать, что никогда прежде в истории человечества не было попытки уничтожить каждого мужчину, женщину, ребенка или младенца. Важно показать, что до событий Холокоста ничего подобного мир еще не видел. Не смотря на 70 лет, которые отделяют нас от той страшной войны, фашистская идеология не умерла и сегодня, уже в двадцать первом веке, мы всё громче начинаем слышать нацистские лозунги.

Цель исследования: изучить жизнь еврейского населения в межвоенный период и трагические страницы Холокоста в д. Городок в 1941-1944 гг.

Задачи исследования:
1. Записать воспоминания жителей д. Городок о традициях и быте еврейского населения в довоенное время;
2. На основе собранных сведений нанести на карту Городка объекты, связанные с жизнью, культурой, бытом межвоенного времени;
3. Изучить трагические события Холокоста в деревне Городок;
4. Собрать материал о семье Заровского Петра Матвеевича, который в годы войны, рискуя жизнью, спасал евреев и обратиться в организацию Яд Вашем с просьбой присвоить им звание Праведников народов мира.
Объект исследования: деревня Городок в межвоенный период.

Предмет исследования: события, связанные с жизнью и гибелью еврейской общины в деревне Городок.

Методы исследования:
1. Общенаучные (наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, систематизация, интервью, беседы)
2. Специальные (биографичные, историко-хронологические)

Практическая значимость исследования: используя материалы нашего исследования, мы хотим увековечить память семьи Заровских и обратиться в институт Яд-Вашем с просьбой присвоения им звания Праведников народов мира.

Новизна исследования заключается в том, что оно основывается на воспоминаниях жителей деревни Городок, в памяти которых сохранились события межвоенного периода и трагические дни второй мировой войны.

Гипотеза исследования: Вторая мировая и Великая Отечественная война оставили свой глубокий след в истории всей нашей страны, в судьбе очень многих людей. Наша Родина заплатила огромную цену за жизнь и счастье будущих поколений. Если знать историю своего народа, гордиться его культурой и почитать предков за героические и трудовые подвиги, только тогда можно говорить о том, что у нас есть будущее.

В процессе работы над темой нами были изучены многие источники: «Памятники геноцида евреев Беларуси» Марата Ботвинника, где упоминается Городок как место массового уничтожения евреев, «Память: историко-документальная хроника Молодечно и Молодечненского района», «Просим у вас прабачэнне…» Сергея Старикевича, энциклопедия «Холокост».

Мы принимали участие в форуме «Городок-2015», где автор этого исследования выступала при открытии памятника жертвам Холокоста.

Открытие памятного знака в д. Городок.
Выступление учащейся Монид Анастасии.

Мы встречались с жительницами деревни Городок Валентиной Филипповной Метелицей и Вандой Викентьевой Колыско, свидетелями событий Великой Отечественной войны.

Встреча с Валентиной Филипповной Метелицей.

Встреча с Вандой Викентьевной Колыско.

Важную информацию нам предоставил Владимир Заровский, дедушка которого в годы войны спасал евреев.

4 мая 2016 года мы посетили международную конференцию «Изучение темы Холокоста в учреждениях системы образования Республики Беларусь», где предоставили материалы для присвоения звания Праведников народов мира семье Заровских.

 

Глава 1
Традиции и быт: опыт совместного проживания
Первое письменное упоминание о Городке относится к 1161 году. По словам директора Центра культуры и быта в Городке Татьяны Смолик, эта деревня считается самой древней в Молодечненском районе. В разные времена местечко принадлежало различным магнатским родам, в том числе Глебовичам, Галинским, Карницким, Хмарам, Тышкевичам. В составе Российской империи Городок оказался в результате Второго раздела Речи Посполитой (1793 г.). С конца 19 века до 1940-х гг. большую часть населения местечка составляли евреи. В 1847 г. в Городке проживало 496 евреев, в 1897 г. – 1230 (76,6%), в 1921 г. – 990 евреев. Евреи не сажали огороды, не занимались земледелием, но определяли торговый и промышленный характер этого местечка.

По словам местных жителей, в магазинах и лавках того времени можно было купить всё, чего душа пожелает. В центре местечка была площадь, выложенная булыжником, по её периметру находились магазины. Многие жилые еврейские дома одновременно были лавками. Всего в межвоенный период было около 25 магазинов и 12 лавок. Существовали магазины специализированные, например, магазин обуви, магазин тканей. В обувном магазине можно было приобрести качественный товар для всех возрастов и на все случаи жизни. Так, Валентина Метелица вспоминает, что её отец купил маме красивые ботиночки со шнуровкой.

С началом войны этот магазин закрылся, и на чердаке осталось много обуви, дети примеряли эту обувь, особенно девочкам нравились туфли на каблуках. Существовал магазин, который наши собеседницы, назвали «железным». Там продавали всё, необходимое в хозяйстве: вилы, косы, гвозди, шурупы.

Часть товаров в Городок привозили из Вильни, многое производили здесь. В Городке жили сапожники, шевцы, закройщики. Было несколько пекарен, где пекли различные сорта хлеба: белый, ситный, булочки. Круглые булочки стоили 5 грошей, а длинные – 10 грошей. Можно было купить мороженое, его делали из сливок, желтков, замораживали во льду. Стоило мороженое 5 грошей. Те, у кого были большие продовольственные магазины, строили свирны с глубокими подвалами, где могли долго храниться продукты. В сильные морозы рубили куски льда, плотно их складывали и пересыпали опилками, лёд не таял и позволял сохранять длительное время продукты без холодильников. В Городке можно было купить и лимонад, его продавал еврей Левин. В годы оккупации его расстреляли фашисты, за то, что он подал лимонад в не совсем чистом стакане.

Товары в магазинах часто давали в кредит, доверяя односельчанам.В Городке проводились большие многолюдные базары. Один собирался по вторникам на площади. Здесь можно было купить одежду, лён, бакалейные товары, муку, сахар, крупу. Существовал также специальный базар, на котором продавали скот: коров, лошадей, свиней. Были развиты такие промыслы, как обработка льна, производство смолы, выделка кожи. Обработанный лён везли в Олехновичи, и оттуда его отправляли на экспорт в Англию. Местные жители из Городка и окрестных деревень работали на промышленных предприятиях евреев, занимались извозом.

Можно утверждать, что в Городке была хорошо развита сфера услуг. Здесь можно было сделать фото на память, сходить в ресторан (владелец Шухман), посетить парикмахерскую, получить медицинскую помощь. Существовала общественная баня, в которой был даже бассейн. Бездомные и безработные находили приют в богадельне, располагавшейся за православной церковью.

Плотность населения была очень большая, на фото межвоенного периода можно увидеть, что дома строились очень близко друг к другу.

Везде был порядок, нигде ни травинки, центральные улицы вымощены. И, как во многих белорусских городах и местечках, рядом находились православная церковь, синагога, неподалёку – католический костёл.

Все, кто помнит довоенную жизнь, утверждают, что евреи были прекрасными соседями и очень дружно жили с местными жителями. По словам Ванды Колыско, если кто-то заболел, то они первыми несли гостинцы, старались помочь, чем могли. На Пасху православные красили яйца, а евреи пекли мацу. Маца́ — лепёшки из теста, не прошедшего сбраживания, разрешённого к употреблению в течение еврейского праздника Песах (в отличие от «квасного», запрещённого в этот праздник). Выпечка мацы — это целый ритуал. От замешивания теста до готовности проходило ровно 18 минут. Тесто делали из муки и воды, обязательно на чистом столе. Леонид Шапиро вспоминает, что однажды в детстве его привлекли к изготовлению мацы, и он колёсиком от старого будильника делал дырочки, и от этого маца хорошо пропекалась.

Евреи не употребляли свинину, но иногда дети, играя, втайне от взрослых, угощали маленьких еврейских детей салом, которое им очень нравилось.

До сих пор за зданием синагоги находится маленький домик, там работал резник, который занимался тем, что резал домашних птиц.

Место, где работал резник.

Часто можно услышать выражения: «Это самый цимус!», «В этом самый цимус!» Данное словосочетание по сей день употребляется в значении «то, что надо», «самое лучшее». По словам Ванды Вацлавовны Колыско, цимусом называли блюдо, приготовленное из специально откормленного петуха, его кормили зерном и морковью, держали в клетке, чтобы он был пожирней.

Также была бойня, где убивали крупных домашних животных. Человек, который этим занимался, назывался кашер. Его задачей было сделать свою работу так, чтобы животное не мучилось. Если с первого раза убить животное не получалось, то его мясо евреи уже не употребляли в пищу. Это мясо продавали остальным жителям.

У евреев были очень дружные семьи, еврейская дружба считалась самой крепкой, даже говорили: «Сдружились, как жиды…» В еврейских семьях с большим уважением относились к женщинам, оберегали их от тяжёлой работы. До прихода Советской власти их называли жидами, и это название не считалось обидным, а потом стали называть евреями. Всё, за что они брались, всегда делали добросовестно, дома у них всегда были самые лучшие. Они всегда помогали друг другу, если. Если молодой еврей хотел открыть магазин, то ему помогали «стать на ноги», если кого-то женили или отдавали замуж, то помогали с жильем. Учились евреи отдельно, у них была своя школа при синагоге, они все знали иврит, но с местным населением разговаривали на белорусском и польском языках.

Таким образом, евреи жили в мире и согласии с местными жителями, но чтили свои традиции, свою культуру, религию, язык.

В процессе исследования мы нанесли на карту деревни Городок те постройки, которые здесь существовали в межвоенный период и составляли часть жизни этого местечка. Нанесённые объекты: деревянная одноэтажная синагога, богадельня, комендатура, больница, бойня, ледник («лядоўня»), общественная баня, школа для белорусских детей, пожарная, ресторан Шухмана, кузница Бермана. Также мы отметили место, где были захоронены евреи, которых убили прямо в Городке.

Карта с нанесёнными постройками 1920-1930-х гг.

Таким образом, отношения между евреями и местными жителями были доброжелательными, взаимовыгодными, и в годы войны это предопределило ту помощь и поддержку, которую оказывали евреям наши земляки.

 

Глава 2
Трагедия Холокоста в Городке
Немцы пришли в Городок в 1941 году и пробыли здесь до 1944. У евреев потребовали собрать все ценные вещи: часы, монеты из драгоценных металлов, украшения, одежду и отдать немцам. Назначенный немцами еврейский совет старался выполнять все условия в надежде, что таким образом можно будет сохранить себе жизнь. В марте 1942 года в Городке немцы организовали гетто. Гетто находилось в центре местечка и занимало территорию от синагоги, которая сохранилась до наших дней, и до поворота дороги на д. Пожарище. Территория, на которой находилось гетто, занимала 500 метров в длину и 100 метров в ширину. На этом пространстве плотно размещались еврейские дома, и находилась ещё одна синагога. Всех зданий было примерно двадцать. Гетто было огорожено колючей проволокой и не очень выделялось, так как в то время часто огораживали территорию колючей проволокой, чтобы не уходил скот. Поначалу евреям разрешалось ходить по Городку, они приходили к местным жителям за едой. По воспоминаниям Валентины Метелицы, еврейка Хава Шапиро (которая до войны была их соседкой), приходила к ним в дом и шила на заказ, чтобы немного заработать. На плечо взрослым и старикам пришивалась жёлтая шестиконечная звезда Давида, чтобы было понятно, что это еврей.

Все жители Городка после создания гетто старались помогать евреям. Помогали прежде всего продуктами, так как на небольшой территории находилось очень много людей, их никто не кормил. Валентина Метелица вспоминает, что мама часто поручала ей, 10-летней девочке, относить к гетто молоко, хлеб. Нужно было проходить возле комендатуры, если там никого не было, то девочка шла, не боясь. Но если видела немцев, особенно коменданта Кригера, то тогда убегала. Подойдя к гетто, под колючей проволокой выкапывала ямку и там оставляла продукты.

Страшная трагедия произошла в Городке в июле 1942 года. 11 июля 1942 года, на рассвете (ещё не выгоняли коров, по словам В.Ф.Метелицы), всем евреям было сказано собраться в парке между двумя синагогами. Туда приехали 20 грузовых машин. Немцы начали отделять от основной группы трудоспособных, а старых и детей отводили в другую группу. Евреям объясняли, что их повезут на работу в д. Красное. Евреев погрузили по 50 человек в машины и повезли в сторону Красного. Самых немощных оставили на месте, чтобы потом расправиться с ними. Местные жители смотрели в окна, всё видели, махали руками и плакали, евреи не понимали, что их ждёт дальше. На развилке часть машин, где находились мужчины, поехала в Красное, а часть машин с женщинами и стариками свернула в сторону леса по дороге к д. Выдричи. Те, кого повезли в Красное, поняли, что остальных везут убивать, и начали кричать им, чтобы те прыгали с машин и прятались в лесу. Несколько десятков евреев спрыгнуло и бросилось в лес. Немцы открыли по ним огонь. Некоторых убили, а часть поймали. Но всё же 36-ти евреям удалось спрятаться в лесу. Евреев, которых повезли в сторону д. Выдричи примерно через 1 км высадили с машин и погнали к хлеву. Там по нескольку человек каратели заводили в хлев и стреляли в затылок с пистолетов, затем их трупы складывали штабелями. Когда всех евреев расстреляли, хлев облили бензином и подожгли. Как утверждает А. Рабец: «В, «в один из дней, евреев погрузили на машины и отвезли на хутор по дороге на Выдричи. Там был хлев, в который согнали всех евреев и сожгли заживо. Как говорят старые люди «земля шевелилась в том месте, где был хлев. Плач детей и женщин был слышен за несколько километров от Городка». Ещё несколько дней жуткий запах паленого человеческого тела был слышен в местечке.

С самыми немощными, стариками, детьми, теми, кто не мог забраться в машины, фашисты расправились в Городке. Мы предполагаем, что это произошло после того, когда всех остальных увезли на машинах. Валентина Метелица до сих пор вспоминает страшное зрелище, когда к шеям убитых привязывали верёвки и тащили трупы в яму. Эта яма, по словам Валентины Метелицы, находилась за синагогой.

Нельзя считать, что евреи в Городке не пробовали избежать расправы. Около 50-ти евреев смогли присоединиться к партизанским отрядам. У них была возможность уйти сиз гетто, с одной стороны был лес, с другой стороны была- речка. Но так, как немцы потом обязательно расправлялись с остальными членами семьи, таких попыток было мало.

Некоторым евреям удалось всё же спастись. Конечно же, это было бы невозможно сделать без помощи местных жителей. Одним из тех, кто спасал евреев, подвергая опасности себя, своих детей, был Заровский Пётр Матвеевич (1901 г.р.) и его жена Заровская Мария Петровна (1901г.р.)

Заровская Мария Петровна ( 1901г.р)
Заровский Пётр Матвеевич (1901г.р)

В их семье было трое детей (1931, 1932, 1936 г.р.).

Справка о составе семьи Заровских.

Пётр Матвеевич работал на мельнице. Семья Заровских жила на хуторе Шумолка, который находился недалеко от Городка за речкой. Сейчас место, где был хутор, заросло лесом.

Пётр Матвеевич и его семья спасли жизнь многим евреям. Точно мы можем назвать имена Шлеймы Исаковича Шапиро (1907-1982) и его жены Хавы Хаймовны Шапиро (1907-1983гг.), вместе с ними у Заровских скрывались и их родственницы Мария и Соня.

Хава и Шлейма Шапиро

Семья Шапиро до войны жила на улице Воложинской. Они были очень близкими соседями Валентины Филипповны Метелицы. Валентина Филипповна дружила с их сыном, которого звали Хаим. Шлейма Исаакович работал в кузнице Григория Бермана. Сейчас здание кузницы — это жилой дом в Городке. Семьи Шапиро и Заровских были хорошо знакомы с довоенных времён.

Каким-то образом Хаве, Шлейме и их родственницам Соне и Марии удалось убежать из гетто. К сожалению, в гетто остался их восьмилетний сын Хаим, который трагически погиб вместе с другими жителями Городка в июле 1942 года. Убежавшие обратились к Петру Заровскому, и тот спрятал их в сарае под сеном, где была вырыта яма. Ночью Шлейма Исакович и Пётр Матвеевич выходили в лес и заготавливали дрова. На хуторе сбежавшие из гетто находились примерно неделю, а затем, зная, что родственник Хавы Хаймовны Альперин (муж сестры) воюет в партизанском отряде в Логойском районе, они решили перебраться туда, ночью. Ночью они перешли реку по грудь в воде и отправились на Логойщину. Им удалось попасть в партизанский отряд «Мститель» в Логойском районе. Шлейма Исакович стал бойцом этого отряда, а его жена Хава находилась в семейном лагере, и именно в отряде в 1944 году родился Леонид Шлеймович Шапиро, который и рассказал нам историю спасения своих родителей.

Встреча с Леонидом Шапиро

Представитель института Яд Вашем Ноа Сигал

После освобождения Беларуси Шлейма Исаакович был призван в Красную армию, участвовал в штурме Кёнигсберга, был ранен в руку в 1944 году. После войны семья Шапиро обосновалась в Радошковичах. Шлейма работал в кузнице, а затем заготовителем в сельпо. Хава шила на заказ.

Когда Пётр Заровский бывал в Радошковичах, он всегда останавливался в гостях у Шапиро, его очень тепло принимали и, по словам Леонида, его отец всегда помогал Заровскому. Детство Леонида Шапиро прошло в Радошковичах, затем он долгое время служил в армии, 32 года проработал на железной дороге. После войны Леонид Шапиро бывал в гостях у Петра Заровского, и тот показывал ему железные завесы на дверях сарая: «Смотри, это сделано руками твоего отца!» (в кузнице Бермана). Семья Шапиро практически не приезжала в Городок: им было очень больно вспоминать о трагических событиях, о гибели восьмилетнего сына Хаима.

Про историю спасения семьи Шапиро нам также рассказала В.Ф. Метелица, которая была соседкой Шапиро по ул. Воложинской.

Участие в международной конференции по теме: «Изучение темы Холокоста в учреждениях образования Республики Беларусь»

Женщина до сих пор с болью вспоминает гибель товарища своих детских игр Хаима Шапиро. Также у нас есть видеозапись, где сын Петра Заровского Франк Петрович (1932 года рождения) рассказывает о жизни во время войны, вспоминает о том, что на хуторе у его отца пряталось много евреев. В частности, он упоминает о еврейке Соне с маленькой дочерью, которая тоже пряталась в сарае. После войны Соня жила в Воложине, а её дочь работала в д. Пугачи фельдшером. Мы попытались найти дочь Сони, мы и узнали, что её зовут Роза Рубиновна Гельман, но, к сожалению, она эмигрировала в Канаду, и её следы затерялись.

 

Таким образом, мы считаем, что Пётр Матвеевич Заровский и его жена Мария Петровна заслуживают того, чтобы им посмертно было присвоено звание Праведников народов мира.

Звание Праведника народов мира присваивает (с 1963 г.) общественная комиссия, в состав которой входят видные израильские юристы и представители уцелевших жертв Холокоста, в соответствии со следующими критериями:

• совершение активных действий для спасения евреев, даже если по не зависящим от спасителя обстоятельствам действия оказались безуспешными;
• реальная угроза жизни, связанная с такими действиями;
• бескорыстие, то есть спасение евреев без получения или ожидания вознаграждения;
• наличие достоверных свидетельств
Мы считаем, что воспоминания Леонида Шапиро (сына спасённых Хавы и Шлеймы Шапиро), свидетельства жительницы деревни Городок Валентины Филипповны Метелицы можно считать достоверными фактами, дающими право причислить семью Заровских к Праведникам народов мира.

 

Заключение
В ходе проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

1) еврейское население во многом определяло внешний вид, образ жизни, традиции, быт деревни Городок в 1920-1930-е годы. Евреи в Городке активно проявляли свои способности к предпринимательству, и благодаря этому местные жители имели работу, могли приобретать различные товары, пользоваться услугами, которые были недоступны в других деревнях и местечках;
2) отношения между белорусами и евреями в Городке носили дружественный добрососедский характер, было уважительное отношение к обычаям и традициям как еврейского, так и белорусского населения;
3) среди жителей Городка было немало тех, кто помогал евреям в годы оккупации. Мы узнали о подвиге семьи Заровских, но уверены в том, то таких семей было много.

Таким образом, в ходе нашего исследования, мы приоткрыли лишь некоторые страницы истории замечательного местечка Городок. Очень многие вопросы остаются открытыми: нет точных данных о количестве погибших в Городке, нет списка погибших, неполон список тех, кому удалось спастись.

По результатам нашего исследования нам удалось дополнить информацию, размещённую в книге Сергея Старикевича «Просім у вам прабачэнне…». Таблицу «Спіс яўрэяў, якія здейснілі ўцёк з гета ў Гарадку і уліліся ў партызанскі рух” можно дополнить именами Шлеймы Исаковича Шапиро и Хавы Хаимовны Шапиро, ставших членами партизанского отряда «Мститель» в Логойском районе. В списки погибших можно внести 8-летнего мальчика Хаима Шапиро.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что мы хотим предложить Центру культуры и быта деревни Городок использовать наши наработки в экспозиции, а также посвятить один из стендов Праведникам народов мира. Мы надеемся, что в списке Праведников народов мира появятся жители деревни Городок, и первыми среди них будут Пётр Матвеевич и Мария Петровна Заровские. Также мы планируем принять участие в форуме «Друзья Городка» летом 2016 года. Такие форумы проводятся на протяжении нескольких лет и вызывают интерес учёных, краеведов, всех, кто неравнодушен к истории своей земли.

 

Литература
1. Актуальные вопросы изучения Холокоста на территории Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации. / Сборник научных работ. 2-е издание. Сост. и ред. – Я.З.Басин. Мн., 2006 г. – 306 с.
2. Беларусь у 20 стагоддзі. /Вып. 2. Мн., 2003 г.
3. Как это было…Выживание. Жизнь. Надежда. / Вып. 3 Отв. Ред. К.И.Козак. – Мн., 2006
4. Ботвинник, М./Памятники геноцида евреев Беларуси, Ботвинник М. – Мн.: 1998. – 326 с.
5. Память: Историко-документальная хроника Молодечно и Молодечненского района. – Мн.: БелЭн, 2002
6. Мартин Дин, /Пособники Холокоста, Мартин Дин. Перевод с англ. М.Н.Беккер. 2008
7. Праведники народов мира Беларуси: живые свидетельства Беларуси /составители К.И.Козак, М.И.Крапина и др.; под ред В.Ф.Балакирева, К.И.Козака. – Минск: И.Н.Ловинов, 2009. – 292 С.
8. Старыкевіч С.В.,/»Просім у вас прабачэнне…», С.В.Старыкевіч.- Маладзечна: .«Победа», 2014. [с.228, с.230, с.234, с.236] 9. Городок без евреев, Смиловицкий Л.
Временный поверенный государства Израиль в Республике Беларусь Юлия Рачински — Спиваков

Воспоминания Валентины Метелицы
До войны я проживала на ул. Воложинской в д. Городок. Нашими близкими соседями были Шлейма Исаакович и Хава Хаймовна Шапиро. Своего дома у них не было, они жили во второй половине нашего дома, Хава шила всей нашей семье одежду. Хава была родом из деревни Гирдеи. У них был восьмилетний сын Хаим, с которым мы играли. Наши родители дружили. Спрятать мои родители их не могли – это было очень опасно, немцы могли расстрелять всю семью.

После организации гетто в Городке Хава Шапиро приходила к нам в дом и пользовалась нашей швейной машинкой. Она шила на заказ, чтобы заработать на еду. Позже ей и её мужу Шлейме удалось сбежать из гетто, но их сын Хаим остался с другими евреями и погиб.

Хава и Шлейма убежали из гетто к Петру Заровскому. Он, рискуя своей жизнью и жизнью своей семьи, прятал Хаву и Шлейму Шапиро. Шапиро укрывались на хуторе Петра Заровского. Говорят, что не долго, но им удалось спастись.

После войны я жила в Радошковичах и там встречалась с Хавой и Шлеймой, но они не любили вспоминать события, происходившие в Городке, им было больно думать о погибшем сыне.

Воспоминания Леонида Шапиро

Заровский Пётр Матвеевич (1901 г.р.) и его жена Заровская Мария Петровна (1901 г.р.) спасали евреев в годы войны в деревне Городок. В их семье было трое детей (1931, 1932, 1936 г.р.) Пётр Матвеевич работал на мельнице. Семья Заровских жила на хуторе Шумолка, который находился недалеко от Городка за рекой.

Пётр Матвеевич и Мария Петровна Заровские спасли жизнь моим родителям Шлейме Исаковичу Шапиро (1907-1982) и Хаве Хаймовне Шапиро (1907-1983г.г.), вместе с ними у Заровских скрывались наши родственницы Мария и Соня.

До войны семья моих родителей проживала на улице Воложинской в деревне Городок. Мой отец Шлейма Исаакович работал в кузнице Григория Бермана. Семья моих родителей и семья Заровских были хорошо знакомы с довоенных времён.

Каким-то образом моим родителям и их родственницам Соне и Марии удалось убежать из гетто. К сожалению, в гетто остался мой восьмилетний брат Хаим, который трагически погиб вместе с другими жителями Городка в июле 1942 года. Убежавшие обратились к Петру Заровскому, и тот спрятал их в сарае под сеном, где была вырыта яма. Ночью мой отец и Пётр Матвеевич выходили в лес и заготавливали дрова.

Днём выходить было опасно. Если бы фашисты узнали, что Заровские прячут евреев, расстреляли бы всех. На хуторе мои родители находились примерно неделю, а затем, зная, что родственник моей матери Альперин (муж сестры) воюет в партизанском отряде в Лагойском районе, они решили перебраться туда, ночью они перешли речку по грудь в воде и отправились на Логойщину. Им удалось попасть в партизанский отряд «Мститель» в Логойском районе. Отец стал бойцом этого отряда, а мать находилась в семейном лагере, и именно в отряде в 1944 году родился я, Леонид Шлеймович Шапиро. После освобождения Беларуси Шлейма Исаакович был призван в Красную армию, участвовал в штурме Кёнигсберга, был ранен в руку в 1944 году. После войны семья Шапиро проживала в Радошковичах. Отец работал в кузнице, а затем в заготовителем в сельпо. Мать шила на заказ.

Когда Пётр Заровский бывал в Радошковичах, он всегда останавливался в гостях у моих родителей, его очень тепло принимали и, а отец всегда помогал Заровскому. После войны я, Леонид Шапиро, был в гостях у Петра Заровского. Тот показывал мне железные завесы на дверях сарая: и говорил: «Смотри, это сделано руками твоего отца!» (в кузнице Бермана). Мои родители после войны не приезжали в Городок, им было очень больно вспоминать о трагических событиях, гибели сына Хаима, которому было всего 8 лет.

Заровский Владимир Францевич.

Мой отец (Заровский Франк Петрович) в рассказах о военном времени неоднократно упоминал что у них на хуторе пряталось много евреев. Довоенная жизнь семьи деда была тесно связана с евреями местечка Городок. Он многих знал и был со многими дружен. Поэтому не удивительно, что в тяжелую минуту он помогал им спасаться, как мог, рискуя своей семьей.

Хутор располагался в полукилометре от местечка Городок, между ним и деревней Алаксандрово. С одной стороны к хутору подходил лес. От Городка его отделяла река Березина. Сейчас на этом месте растет лес. На момент войны в семье моего деда Петра Матвеевича Заровского (1901 г.р.) и бабушки Марии Петровны (1901 г.р.) было трое детей: Франтишка (1930 г.р.), Франк (1932 г.р.) ( мой отец), Ядвига (1936 г.р.). Рассказов деда о войне я не помню. Он умер в 1979 году. А отец часто рассказывал о своём детстве. Некоторые беседы я записывал на аудио и видио. Тема спасения евреев специально не поднималась, но она часто упоминалась. По фрагментам из записей можно узнать о событиях, свидетелем которых он был. Для подростка это были запоминающиеся события, даты которых он мог и не запомнить. Отец умер в 2011 году. В записях я отыскал упоминания о трех эпизодах, когда на хуторе прятались евреи.

Зимой 1942-1943 года в дом деда “привели” еврея, подростка лет четырнадцати. У него были обморожены ноги. Он просидел на печи недели две. Днём его закрывали занавесью. Ноги смазывали куриным “шмальцем”. Подлечившись, он “ушел в лес”.

Весной 1943 года на хуторе пряталась молодая еврейка Соня с маленькой дочкой лет четырех. Отцу запомнился эпизод, когда Соня, увидев в окно движущийся из Городка обоз, со словами: “Это наши!” побежала в его сторону. К счастью её и семьи деда, последний возвращался из деревни. Он перехватил её на полпути. Это был обоз убийц-полицаев. После войны, будучи в городе Воложин, дед встречался с Соней. Его радушно встречали. Дочь Сони работала фельшером в деревне Пугачи. Муж её был председателем местного колхоза.

В начале лета 1944 года в гумне у деда прятались четыре хорошо знакомые еврейки из Городка. Они пришли ночью, сильно измотанные. По словам отца их преследовали немцы, после разгрома партизан в пуще “Манылы». Путь их спасения проходил по болотам, через реки и леса. В это время были активны передвижения немцев и полицаев. На хуторе они тоже бывали. В гумне, из досок и сена, дед сделал нору. Там еврейки прятались днем. Ночью выходили наружу. С приближением фронта гарнизон немцев покинул деревню. Перед боем за Городок они “ушли в лес”.

После войны, кто-то из спасенных, жил в Радошковичах. Дед с отцом, приезжая в Радошковичи, непременно останавливались у них. Это были встречи людей, вместе переживших ужасы войны.

20 июня 2015 года в деревне Городок Молодечненского района проходил II Международный форум «Городок и его еврейская история: прошлое и современность».

После открытия Камня Памяти еврейским жертвам фашизма у меня состаялась короткая встреча с Леонидом Шапиро. Он сказал, что знал моего отца и деда. Во время войны его родители укрывались от нацистов на хуторе деда. Подробно поговорить не получилось. Леониду не нездоровилось и он покинул мероприятие раньше.