Авраам Бергер (~1845-1916)

Мой прадед Авраам Бергер (родился под фамилией Соловейчик, фамилия была изменена, чтобы не попасть под призыв) был уважаемым учёным в Городке. До переезда в Минск, где-то в 1890-х годах, он сумел сделать деньги из большого леса вокруг местечка. Он также спроектировал и построил мельницу и мост которые считались выдающимися архитектурными и инженерными достижениями. Он приехал в США в 1904 году и купил завод с правом собственности в штате Нью-Джерси, который он отремонтированы и эксплуатировал. После выхода на пенсию в Нью-Йорке он преподавал популярные занятия по Талмуду вплоть до своей смерти в 1916 году.

«Он был великим человеком.» Так начала рассказ моя двоюродная бабушка Ида, когда речь зашла про её отца, раввина Городка Авраама Бергера.

В 1979 году, я спросил мою тётю Риву Бергер о её дедушке Аврааме, который умер, когда она была еще совсем юной. Она дала мне немного информации, а потом я пошёл со своей матерью, чтобы посетить мою двоюродную бабушку Иду Грубер, одну из дочерей Авраама, которые много могли, что рассказать. Внук Авраама, Эли Коэн, который пришёл к моим родителям для званого обеда в этом году, предоставил дополнительную информацию. Эли инженер и сын великого еврейского ученого и имел некоторое представление о творческой жизни Авраама.

Родители Авраама были Эстер и раввин Исаак Леви Соловейчик. Тетя Ида сказала, что они жили в ашкеназе, на идише термин для обозначения большой площади, охватывающей Беларусь, Литву, а также некоторые районы прилегающих стран. Можно кое-что сказать о предках Эстер и Исаака. Антрополог, Шифра Эпштейн отметил, что есть акростих на надгробие Авраама, который гласит «А.В. Ицхак». Речь идет о раввине Ицхак бен раввин Хаим Воложинского принято называть раввин Итзель (1780-1849), который управлял ешивой в Воложине, которую основал его отец. На основании даты и названия традиции мы можем получить более конкретную информацию о взаимоотношениях между Авраамом и раввином Итзель. Установленные даты позволяют сказать, что раввин Итзель, был либо из родителей или молодых прородителей одного из родителей Авраама. У ашкенази были традиции, которая не позволяли ребенку иметь имя живого родителя или прародителя означает, что Исаак не мог быть сыном или внуком раввина Итзель.

Отец Авраама принадлежал известному раввинской семьи Соловейчик происходят от двух братьев Авраама и Исаака бен Иосиф Соловейчик, которые существовали с середины 18-го века. Опять же, традиции позволяют нам получить более конкретную информацию о их родстве. Знаменитые братья Левиим из колена, но отец Авраама был Исраэль. Поэтому его происхождение семьи Соловейчик была по материнской линии. Он взял свою фамилию из стороны своей матери, что было необычно.

Царская империя, которая правила Ашкеназы была далеко от демократии, применяла много специальных ограничений в отношении евреев. Хотя Исаак был раввином, он и его жена жили земледелием, несмотря на ограничения, что евреи не могли владеть землей. Они не могут владеть землей. Люди, которым посчастливилось иметь некоторый капитал могли обойти это лизинг на фермах, принадлежащих не евреям. Именно этими людьми оказались Авраам и Эстер. Ещё более обременительным комплексом царских законов явилась воинская повинность: В 1827 году царь Николай II издал указ, что еврейская община должна предоставить 10 призывников на 1000 человек. Рекруты должны были служить 25 лет. Их могли призвать в любом возрасте между 12 и 25 лет, но как показала практика, широко призывались молодые ребята в возрасте 9 лет. Семьи могли освободить себя от этого и в очередной раз Аврааму повезло. Однако, его родителям пришлось сменить фамилию, чтобы создать юридическую фикцию, что он был единственным сыном в другой семье. Он стал Авраамом Бергер. Другой брат, Израиль, изменил фамилию Ротштейн. Тётя Ида думала, что два других брата Завел и Фуля (Рафаэль) сохранили фамилию Соловейчик. Был пятый брат и, по крайней мере одна сестра, но моя тётя не могла вспомнить их имена с уверенностью. Израиль стал ритуальным мясником в Толочине и имеет много потомков в США. Фуле принадлежит магазин посуды в Минске, а также имеет потомков в США. Завел работал репетитором в богатой семье и стал богатым сам.

Как было принято у мужчины в его семье, Авраам имел обширное обучение в ешиве. Его достижения в области еврейского образования были настолько впечатляющими, что, на его надгробии, он получил редкую награду из «иш ха-гадоль тойре» (обучение Великого Человека).

g0kDMN0THRMАвраам был женат на Саре Рудницкой в конце 1860-х годов. Хотя, он прошел подготовку в качестве раввина, Авраам не хотел, чтобы это стало его жизнью. Он чувствовал, что платят недостаточно, и ему не нравится жить в городах. Он получил работу управляющего лесными массивами (на идиш термине для лесохозяйственной деятельности является «Шафер») на хуторе около Городка, местечка между Вильнюсом и Минском. Владелец леса обеспечил его домом, лошадью и коровой. Авраам и Сара создали свою семью там. По словам Эли, Авраам сконструировал комплекс с участием мельницы и моста вдоль местной реки, которая привлекает посетителей из-за своих впечатляющих инженерных и архитектурных решений.
Однако в 1890-х годах, Авраам и его семья жили в одном из двух особняков в Минске. Вполне возможно, что он был изгнан из сельской местности путём репрессивного законодательства. Один из сыновей Авраама, Макс (Моше) Бергер уже переехал в Америку в 1888 году, к нему постепенно присоединились другие братья и сёстры. В 1903 году Авраама поймали на океанском лайнере «Финляндия» в Антверпене, прибывающего в Нью-Йорк 13 июля. Первоначально, он остался с Максом, но у него были более амбициозные планы. Авраама и Сара были очень религиозны и соблюдали Шабаш и поняли, что работодателям в американских городах будет трудно принять для еврейских рабочих Шабаш. Авраам мечтал основать в сельской местности еврейскую общину, которая была бы настолько экономически самодостаточной, чтобы евреи смогли соблюдать Шабаш. Его моделью было Европейское местечко.

Океанский лайнер «Финляндия»

Океанский лайнер «Финляндия»

Первым шагом в плане было запустить мельницу где-то в Пенсильвании, чтобы она служила в качестве экономического ядра нового сообщества. Авраам привлек агента по недвижимости по имени Гросс проехаться по окрестностям и осмотреть старые мельницы, которые были в плохом состоянии и которые он мог возвратить в эксплуатацию. Наконец он находит одна место в верх по течению реки Манасквен в округе Монмут, Нью-Джерси. Было выбрано идеальное место на красном глиняном берегу реки, но мельница была в руинах. Авраам получил её и привёл в рабочее состояние, и основал выгодный бизнес, продавая муку кошерным пекарням, такие как Pechter. В 1910, Авраам вернулся в Нью-Йорк, где он стал популярным учителем Талмуд, даёт уроки (Шир) в классах от 25 до 50 человек, а его сын Макс и Сэм (мой дед) руководили мельницей. Он также подрабатывал, чтобы помочь своим взрослым детям и их семьям.

Авраам умер 16 мая 1916 от инсульта, связанного с атеросклерозом. Он похоронен в Хайленд Вив кладбище в Квинсе.
Его мысли всегда были о высших вещах. Однажды он рассказывал молодому родственнику, о том, как гораздо лучше обстоят дела на небесах, чем на земле. «Почему же тогда«, спросил мальчик: «мы посланы на землю?» «Для того, чтобы делать добрые дела» ответил Авраам.

Чарльз Нидорф

Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки


Комментарии:

Яндекс.Метрика